Фадеев Сергей Борисович

ведущий научный сотрудник ГАУ ДПО «ИРО ПК», кандидат педагогических наук

 

Об отдельных аспектах современного дошкольного образования

 

Обновление современного российского образования сопровождается интенсивным поиском путей совершенствования различных компонентов педагогического процесса во всех звеньях образовательной системы. Не составляет исключения в этом дошкольное образование, являющееся начальной ступенью общего психического, личностного и социального развития. Среди многих проблем его организации особое место в настоящее время занимают вопросы, связанные с соответствием деятельности дошкольных образовательных организаций требованиям нормативно-правовых документов, и прежде всего федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).

Стандартизация дошкольного образования – это неизбежный процесс, которому предшествовал ряд этапов реформирования данной системы:

- «Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении», утвержденные приказом Министерства образования и науки РФ от 22.08.96 № 448 "Об утверждении документов по проведению аттестации и государственной аккредитации дошкольных образовательных учреждений";

- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, (Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования")

- и прочие.

Все предыдущие действия были ориентированы на выработку достаточно четких и логичных требований к дошкольному образованию. С одной стороны требования, заложенные в стандарте просты и логичны, а с другой они вскрывают ряд проблем, которые еще только необходимо решить. Это проблемы не являются неким веянием современности, но в тоже время, на сегодняшний день, приобретают достаточно убедительную актуальность.

Отдельно стоит отметить то, что Стандарт вступил в силу более двух с половиной лет назад. Но, к сожалению, не все его позиции до сих пор находят отражение в практике работы дошкольных образовательных учреждений, а особенно в практике работы частных детских садов и индивидуальных предпринимателей, предоставляющих услуги дошкольного образования. Подробней хотелось бы остановиться на некоторых позициях.

1.              «…Повышение социального статуса дошкольного образования…» (пункт 1.5 ФГОС ДО). Реализация данной цели для многих дошкольных образовательных организаций до сих пор не до конца выполнена. Да, Законом об образовании регламентировано, что дошкольное образование – начальная ступень общего образования. Но в это же самое время дошкольное образование до сих пор не является обязательным. Именно поэтому говорить о том, что социальный статус будет каким либо образом повышен, на мой взгляд, пока рано. Общество пока не готово воспринимать дошкольное образование как некую необходимость в развитии подрастающего поколения.

2.              «…Обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования…» (пункт 1.5 ФГОС ДО). При реализации данной цели имеют место быть ряд факторов, которые несколько осложняют этот процесс. К этим факторам можно отнести: кадровый состав ДОО (квалификационный ценз, уровень образования и пр.); территориальная расположенность (как пример, малокомплектные детские сады в сельской местности); неготовность учреждений работать в условиях инклюзивного образования (отсутствие необходимой материально-технической базы, нехватка специалистов и пр.) и другие, которые не менее важные.

3.              «…Поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.» (пункт 3.2.1 ФГОС ДО). Проблема взаимодействия детского сада и семьи всегда была весьма актуальна. Не каждое учреждение может похвастаться тем, что в данном направлении ведется целенаправленная и систематическая работа. Причин у этой проблемы может быть множество: занятость родителей, неготовность родителей к контакту, использование традиционных форм работы детского сада и пр.

Конечно, вышеописанные проблемы не являются единственными в системе дошкольного образования. Но они, по мнению автора, нуждаются в приоритетном решении.

Данная статья не призвана решить обозначенные проблемы, она лишь делает попытку отразить современное состояние системы дошкольного образования, причем, достаточно поверхностно и в тезисном изложении. И, наверняка, задает больше вопросов, а не ответов. По крайней мере, читатели лишний раз смогут актуализировать свое понимание и видение проблем и перспектив дошкольного образования. А часть ответов на вопросы будет представлена в статьях, которые размещены в данном разделе сборника. Статьи представляют собой прикладной материал, который отражает определенные успехи конкретных дошкольных образовательных организаций Пермского края.