|
Меньшикова Ольга Александровна |
педагог-психолог
ГКУПК «ЦПМПК» |
Об
актуальности создания «Служба ранней помощи в Пермском крае»
Согласно данным
официальной медицинской статистики за последнее десятилетие наметилась
негативная тенденция в динамике показателей соматического, физического и
психического здоровья детей. [2] Для раннего выявления отклонений и комплексного
сопровождения с целью коррекции первых признаков отклонений в развитии детей во
всех субъектах Российской Федерации, в том числе и Пермском крае, создаются
службы ранней помощи.
Нормативным основанием для создания данной службы
являются
следующие документы: «Методические рекомендации по
реализации моделей раннего выявления отклонений и комплексного сопровождения с
целью коррекции первых признаков отклонений в развитии детей» и «Концепция развития ранней
помощи в Российской Федерации на период до 2020 года (проект)».
Создание
Службы определяется необходимостью реформирования системы специального образования
для осуществления ее перехода на современный этап развития, который
предполагает:
- максимально раннее выявление и диагностику особых образовательных
потребностей ребенка и его семьи;
- сокращение разрыва между временем определения
первичного нарушения в развитии ребенка и началом целенаправленной
коррекционной помощи;
- снижение временных границ начала образовательного
процесса;
- построение индивидуальных комплексных программ
сопровождения на основе выявления потенциала развития ребенка;
- обязательное включение родителей в
коррекционно-развивающий процесс на основе выявления специальных потребностей и
возможностей семьи. [1]
Раннюю помощью рассматриваем как комплекс междисциплинарных услуг на
межведомственной основе, направленный на раннее выявление детей от рождения до
трех лет с ограничениями жизнедеятельности, в том числе детей с ограниченными
возможностями здоровья, детей-инвалидов, а также детей групп риска; содействие
их оптимальному развитию, формированию физического и психического здоровья и
благополучия, включение их в среду сверстников и жизнь сообщества; сопровождение и поддержку семьи, повышение компетентности родителей (законных
представителей).
Цель ранней помощи направлена на оказание медико-психолого-педагогической поддержки детям с
отклонениями в развитии, детям – инвалидам, их родителям и специалистам,
занимающимся коррекцией развития ребенка.[1,2]
Определили ведущие направления
работы службы ранней помощи:
1. Диагностическое направление, в рамках которого
осуществляется деятельность по обследованию ребенка, выявлению его особенностей
развития и потребностей в ранней помощи, а также изучение потребностей и
ресурсов семьи.
2. Коррекционно-развивающее направление обеспечивает:
помощь в выборе индивидуального образовательного маршрута на базе
межведомственного взаимодействия; разработку и реализацию
коррекционно-развивающих программ в работе с детьми раннего возраста.
3. Консультативное направление предполагает реализацию
специальных программ обучения родителей и включение их в
коррекционно-педагогический процесс.
4. Информационно-просветительское направление
обеспечивает поддержку общественных инициатив, направленных на совершенствование
гарантий свободного развития ребенка в соответствии с его возможностями. [1]
Существующий отечественный и зарубежный опыт
показывает, что правильно организованная и своевременная ранняя комплексная
помощь детям раннего возраста с нарушениями в развитии способна предупредить
появление вторичных отклонений в развитии, обеспечить максимальную реализацию
потенциала развития ребенка.
Таким образом, создание системы ранней помощи в
Пермском крае позволит сократить долю детей, которые по достижении школьного
возраста будут нуждаться в специальных условиях в процессе обучения и
воспитания, социальной адаптации, сократить число детей в специализированных
учреждениях. Своевременная помощь и коррекция дают возможность скорректирвоать имеющиеся недостатки и проблемы в развитии,
а в ряде случаев даже устранить их, обеспечив тем самым полноценное развитие
ребенка.
Список литературы:
1.
Рекомендации Министерства
образования и науки Российской Федерации органам государственной власти
субъектов Российской Федерации в сфере образования по реализации моделей
раннего выявления отклонений и комплексного сопровождения с целью коррекции
первых признаков отклонений в развитии детей от 13 января 2016 г. № ВК-15/07
2.
«Эффективные практки ранней
помощи (Опыт реализации программа Фонда поддержки детей, находящихся в трудной
жизненной ситуации, всубъектах РФ)»:
Информационно-методический сборник. – М.: Благотворительный фонд социальной
поддержки граждан «Соинтенрация», 2015. – 130 с.