Меньшикова Ольга Александровна

педагог-психолог ГКУПК «ЦПМПК»

 

Об актуальности создания «Служба ранней помощи в Пермском крае»

 

Согласно данным официальной медицинской статистики за последнее десятилетие наметилась негативная тенденция в динамике показателей соматического, физического и психического здоровья детей. [2] Для раннего выявления отклонений и комплексного сопровождения с целью коррекции первых признаков отклонений в развитии детей во всех субъектах Российской Федерации, в том числе и Пермском крае, создаются службы ранней помощи.

Нормативным основанием для создания данной службы являются

следующие документы: «Методические рекомендации по реализации моделей раннего выявления отклонений и комплексного сопровождения с целью коррекции первых признаков отклонений в развитии детей» и «Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года (проект)».

Создание Службы определяется необходимостью реформирования системы специального образования для осуществления ее перехода на современный этап развития, который предполагает:

- максимально раннее выявление и диагностику особых образовательных потребностей ребенка и его семьи;

- сокращение разрыва между временем определения первичного нарушения в развитии ребенка и началом целенаправленной коррекционной помощи;

- снижение временных границ начала образовательного процесса;

- построение индивидуальных комплексных программ сопровождения на основе выявления потенциала развития ребенка;

- обязательное включение родителей в коррекционно-развивающий процесс на основе выявления специальных потребностей и возможностей семьи. [1]

Раннюю помощью рассматриваем как комплекс междисциплинарных услуг на межведомственной основе, направленный на раннее выявление детей от рождения до трех лет с ограничениями жизнедеятельности, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, а также детей групп риска; содействие их оптимальному развитию, формированию физического и психического здоровья и благополучия, включение их в среду сверстников и жизнь сообщества; сопровождение и поддержку семьи, повышение компетентности родителей (законных представителей).

Цель ранней помощи направлена на оказание медико-психолого-педагогической поддержки детям с отклонениями в развитии, детям – инвалидам, их родителям и специалистам, занимающимся коррекцией развития ребенка.[1,2]

Определили ведущие направления работы службы ранней помощи:

1. Диагностическое направление, в рамках которого осуществляется деятельность по обследованию ребенка, выявлению его особенностей развития и потребностей в ранней помощи, а также изучение потребностей и ресурсов семьи.

2. Коррекционно-развивающее направление обеспечивает: помощь в выборе индивидуального образовательного маршрута на базе межведомственного взаимодействия; разработку и реализацию коррекционно-развивающих программ в работе с детьми раннего возраста.

3. Консультативное направление предполагает реализацию специальных программ обучения родителей и включение их в коррекционно-педагогический процесс.

4. Информационно-просветительское направление обеспечивает поддержку общественных инициатив, направленных на совершенствование гарантий свободного развития ребенка в соответствии с его возможностями. [1]

Существующий отечественный и зарубежный опыт показывает, что правильно организованная и своевременная ранняя комплексная помощь детям раннего возраста с нарушениями в развитии способна предупредить появление вторичных отклонений в развитии, обеспечить максимальную реализацию потенциала развития ребенка.

Таким образом, создание системы ранней помощи в Пермском крае позволит сократить долю детей, которые по достижении школьного возраста будут нуждаться в специальных условиях в процессе обучения и воспитания, социальной адаптации, сократить число детей в специализированных учреждениях. Своевременная помощь и коррекция дают возможность скорректирвоать имеющиеся недостатки и проблемы в развитии, а в ряде случаев даже устранить их, обеспечив тем самым полноценное развитие ребенка.

 

Список литературы:

1.              Рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования по реализации моделей раннего выявления отклонений и комплексного сопровождения с целью коррекции первых признаков отклонений в развитии детей от 13 января 2016 г. № ВК-15/07

2.              «Эффективные практки ранней помощи (Опыт реализации программа Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, всубъектах РФ)»: Информационно-методический сборник. – М.: Благотворительный фонд социальной поддержки граждан «Соинтенрация», 2015. – 130 с.