Зайкина Алевтина Николаевна

заместитель директора по учебной работе ОУ «Киселёвская ОШИ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Рудник Татьяна Петровна

педагог-психолог ОУ «Киселёвская ОШИ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Сюзёва Надежда Петровна

учитель-логопед ОУ «Киселёвская ОШИ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

 

Система комплексного взаимодействия узких специалистов в профилактике и преодолении учебных и личностных затруднений обучающихся

 

Ребенок, словно чистый лист бумаги.

Неосторожно не сомни его судьбу,

Ты помоги ему, придай отваги,

И научи выигрывать борьбу.

 

В современных условиях бурного развития школы, общества, средств информационных технологий от каждого педагога требуются максимальные усилия, чтобы заинтересовать обучающихся своим предметом, сделать уроки любимыми, увлекательными. Как оторвать детей от экранов и дисплеев? Как сделать так, чтобы ребенок охотно шел на урок и активно занимался? Эта задача всего образования, но особую актуальность эта проблема приобретает в работе с детьми со стойким нарушением познавательной деятельности. Пробудить учебную мотивацию у детей с умственной отсталостью далеко непросто. Согласно данным проведенной анкеты среди учащихся нашей школы трудности дети видят в том, что плохо читают, не понимают материал урока, не могут самостоятельно выполнять задание, отвлекаются. Многие ответили, что не знают, что бы им помогло улучшить успеваемость. Последний ответ закономерен, поскольку у детей с умственной отсталостью не сформирована аналитическая функция мышления.

Педагоги, среди причин учебных затруднений учащихся отметили, что особенности познавательной деятельности не дают возможности учащимся успешно осваивать программу, мешают личностные особенности и семейные проблемы, проблемы взаимоотношений в коллективе, мешают лень, чрезмерное увлечение телефонами и др. Множественные недостатки и проблемы обучающихся требуют организации комплексной помощи и тесного взаимодействия специалистов школы.

Создание системы комплексной помощи детям с умственной отсталостью преследует цель успешного освоения обучающимися АООП и коррекции недостатков развития личности обучающихся с целью их дальнейшей успешной социальной адаптации.

Задачи комплексного сопровождения:

1.              Обеспечение благоприятных условий психического и физического развития и обучения учащихся, поддержка и содействие в решении психолого-педагогических и медико-социальных проблем.

2.              Квалифицированная комплексная диагностика возможностей и особенностей развития ребенка с целью как можно более раннего выявления детей, требующих особого внимания специалистов для предупреждения возникновения проблем в обучении и развитии.

3.              Содействие ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: реализация программ преодоления трудностей в обучении, нарушений эмоционально-волевой сферы, проблем взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями; содействие выбору профессионального маршрута.

4.              Развитие психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса – обучающихся, педагогов, родителей.

5.              Содействие укреплению взаимопонимания и взаимодействия между всеми субъектами образовательного процесса, содействие педагогическому коллективу в оптимизации социально-психологического климата образовательного учреждения.

6.              Психолого-педагогическая помощь родителям (лицам, их заменяющим), педагогам и воспитателям, обучающимся, требующим особого внимания специалистов.

7.               Консультативно-просветительская работа среди обучающихся, педагогов, родителей.

Взаимодействуют между собой все субъекты образовательного процесса. Для удобства работа специалистов распределена на 5 активных блоков: коррекционно-логопедический, психологический, предметный, социально-педагогический, лечебно-профилактический и административный – контролирующий. Работа ведется в 6 этапов: диагностика, перспективное планирование, коррекционно-развивающая работа, профилактика учебных затруднений, ожидаемые результаты, повторная диагностика. Специалисты каждого блока по всем направлениям разработали конкретные мероприятия.

Система взаимодействия специалистов школы охватывает проблемы коррекции и развития основных психических функций детей и подростков, мотивации к обучению, адаптации к учебно-воспитательному процессу, преодоления трудностей в обучении и общении, коррекции и развития личности, профилактики отклоняющегося поведения.

Основные формы сотрудничества учителя, воспитателя, логопеда, психолога, социального педагога, медицинского работника:

·                 участие в работе ПМП(к)школы;

·                 совместное проведение консультаций по вопросам диагностики нарушений успеваемости и планирования коррекционной работы с учащимися;

·                 разработка совместного плана действий по устранению учебной или личностной проблемы;

·                 консультации специалистов по реализации плана коррекционно-воспитательной работы;

·                 участие в педсоветах;

·                 совместное проведение родительских собраний;

·                 участие специалистов в методических объединениях учителей.

Таким образом, коррекционно-развивающая работа по предупреждению и преодолению учебных затруднений у детей многоаспектна, предполагает комплексное взаимодействие всех узких специалистов, педагогов и предполагает получить следующие ожидаемые результаты:

·                 Освоение базовых учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных).

·                 Достижение предметных результатов и применение полученных знаний в жизни.

·                 Успешное трудоустройство и дальнейшее обучение выпускников.

·                 Достижение личностных результатов учащихся: готовность и способность обучающихся к саморазвитию; формирование мотивации к обучению и познанию; осмысление и принятие основных базовых ценностей.

·                 Коррекция отклонений физического состояния и здоровья обучающихся

 

Система комплексного взаимодействия специалистов в коррекции учебных и личностных затруднений обучающихся

 

Направления

деятельности

Коррекционно-логопедический блок

Психологический блок

Предметный блок

Социально- педагогический блок

Лечебно-профилактический блок

Административный блок

I.

Диагностика

Диагностика речевого развития обучающихся по направлениям:

1.Развитие мелкой моторики;

2. Артикуляционного аппарата;

3.Фонетико-фонематических процессов;

4.Связной устной речи;

5.Активного словарного запаса;

6. Грамматического строя речи.

Диагностика психического развития.

Обследование актуального психологического развития.

Внимание: устойчивость, переключаемость с одного вида деятельности на другой, объём, работоспособность.

Мышление: визуальное (линейное, структурное); понятийное (интуитивное, логическое); абстрактное, речевое, образное.

Память: зрительная, слуховая, моторная, смешанная. Быстрота и прочность запоминания; индивидуальные особенности, моторика, речь.

Выявление дезадаптированных обучающихся.

Изучение взаимоотношения младших школьников со взрослыми и сверстниками.

Подбор пакета диагностических методик для организации профилактической и коррекционной работы.

Выявление и развитие интересов, склонностей и способностей школьников.

 

Диагностика учебных умений посредством контрольных и

проверочных работ,

диктантов, тестов,

административных работ.

Проверка практических умений и навыков.

Компетентностные задания.

Выявление трудностей в овладении новым материалом,

мотивов учебной деятельности: прилежание, отношение к отметке, похвале или порицанию учителя, воспитателя.

 

Социальный паспорт семьи. Изучение личностных качеств.

Семья ребёнка: состав семьи, условия воспитания и проживания.

Умение учиться: организованность, выполнение требований педагога, самостоятельная работа, самоконтроль. Выявление трудностей в овладении новым материалом при выполнении д/з,

мотивов учебной деятельности: прилежание, отношение к отметке, похвале или порицанию учителя, воспитателя.

Эмоционально-волевая сфера: преобладание настроения ребёнка, наличие аффективных вспышек, способность к волевому усилию, внушаемость, проявления негативизма.

Особенности личности: интересы, потребности, идеалы, убеждения, наличие чувства долга и ответственности. Соблюдение правил поведения в обществе, школе, дома.

Взаимоотношения с коллективом: роль в коллективе, симпатии, дружба с детьми, отношение к младшим и старшим товарищам.

 Нарушения в поведении: гиперактивность, замкнутость, аутистические проявления, обидчивость, эгоизм. Уровень притязаний и самооценка.

Выявление состояния физического и психического здоровья. Изучение медицинской документации по истории развития ребёнка.

Диагностика физического состояния учащегося, изменений в физическом развитии (заполнение центильных таблиц).

 

Координация составления индивидуального плана работы.

II.

Перспективное планирование

Перспективное планирование коррекционной работы

по результатам диагностики

Программы развития основных психических процессов. Программа факультатива «Я познаю себя»

Разработка системы коррекционно-развивающих занятий по восполнению пробелов в знаниях детей с учётом рекомендаций специалистов консилиума.

 

Составление плана работы по коррекции личностных качеств. Планирование по Карте индивидуальной работы.

Подбор оптимальных средств и приемов лечения и коррекции физических недостатков. Формирование групп ЛФК по видам нарушений развития и здоровью. Общение с родителями.

 

Методические рекомендации по коррекции затруднений и восполнению пробелов в знаниях.

III.

Коррекционно-развивающая работа

1.Развитие неречевых процессов (внимание, память, восприятие мышление).

2.Развитие пространственно-временных представлений.

3.Развитие артикуляционной моторики.

4.Развитие мелкой и общей моторики.

5.Развитие языкового анализа и синтеза.

6.Развитие активного словаря.

7.Развитие грамматического строя речи.

8.Развитие связной речи.

Коррекция и развитие познавательной и когнитивной сферы ребёнка. Коррекция личности обучающегося и коллектива класса.

Анализ адаптации ребёнка в среде.

Осуществление психологической поддержки нуждающихся в ней подростков.

Консультативная помощь семье в вопросах коррекционно – развивающего воспитания и обучения.

Индивидуальные корригирующие занятия.

Исправление или сглаживание отклонений и нарушений развития, преодоление трудностей обучения. Педагог является связующим звеном в комплексной группе специалистов по организации коррекционной работы с обучающимися.

Делает первичный запрос специалистам и дает первичную информацию о ребёнке.

Осуществляет индивидуальную коррекционную работу (педагогическое сопровождение).

Консультативная помощь семье в вопросах коррекционно-развивающего воспитания и обучения.

Изучение жизнедеятельности ребёнка вне школы;

Осуществление профилактической и коррекционной работы с обучающимися.

Взаимодействие со специалистами КДН и ПДН ОВД.

Взаимодействие с семьёй обучающегося.

Реализация плана по Карте индивидуальной работы. Заполнение Дневников наблюдений и Карт развития.

Коррекция физического здоровья обучающихся. Осуществление контроля над соблюдением санитарно-гигиенических норм, режимом дня, питанием, чередование труда и отдыха, смена деятельности на уроках.

Медикаментозное лечение по назначению врача.

Мониторинг учебных результатов

IV.

Профилактика учебных затруднений

Развитие неречевых процессов, пространственно-временных представлений, языкового анализа и синтеза. В 1-5 классах реализация рекомендаций Речевого экрана по коррекции речевых нарушений. Развитие психомоторики и сенсорных процессов. Пропедевтический период.

Коррекция поведенческих реакций и эмоционально-волевой сферы (классные часы, внеклассные мероприятия, кружковая работа, реализация воспитательной системы). Контроль над посещаемостью.

Консультации детей у специалистов. Контроль над оздоровлением. Работа групп ЛФК по видам нарушений развития и здоровью.

Мониторинг учебных результатов

V.

Ожидаемые результаты

Улучшение состояния устной и письменной речи.

Освоение базовых учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных).

Достижение предметных результатов и применение полученных знаний в жизни.

Освоение базовых учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных).

Успешное трудоустройство и дальнейшее обучение выпускников.

Достижение личностных результатов учащихся: готовность и способность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к обучению и познанию; осмысление и принятие основных базовых ценностей.

Коррекция отклонений физического состояния и здоровья обучающихся.

Успешное освоение АООП.

VI.

Повторная диагностика

В конце учебного года выборочная повторная диагностика по некоторым направлениям коррекционной работы на усмотрение логопеда.

 

 

Повторная диагностика

Итоговый контроль.