|
Зайкина Алевтина Николаевна |
заместитель директора по учебной работе ОУ «Киселёвская ОШИ для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» |
|
|
Рудник Татьяна Петровна |
педагог-психолог ОУ «Киселёвская ОШИ для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья» |
|
|
Сюзёва Надежда Петровна |
учитель-логопед ОУ «Киселёвская ОШИ для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья» |
Система комплексного взаимодействия узких специалистов в профилактике и
преодолении учебных и личностных затруднений обучающихся
Ребенок,
словно чистый лист бумаги.
Неосторожно
не сомни его судьбу,
Ты помоги
ему, придай отваги,
И научи
выигрывать борьбу.
В современных условиях бурного развития школы, общества, средств
информационных технологий от каждого педагога требуются максимальные усилия,
чтобы заинтересовать обучающихся своим предметом, сделать уроки любимыми,
увлекательными. Как оторвать детей от экранов и дисплеев? Как сделать так,
чтобы ребенок охотно шел на урок и активно занимался? Эта задача всего
образования, но особую актуальность эта проблема приобретает в работе с детьми
со стойким нарушением познавательной деятельности. Пробудить учебную мотивацию
у детей с умственной отсталостью далеко непросто. Согласно данным проведенной
анкеты среди учащихся нашей школы трудности дети видят в том, что плохо читают,
не понимают материал урока, не могут самостоятельно выполнять задание,
отвлекаются. Многие ответили, что не
знают, что бы им помогло улучшить успеваемость. Последний ответ
закономерен, поскольку у детей с умственной отсталостью не сформирована
аналитическая функция мышления.
Педагоги, среди причин
учебных затруднений учащихся отметили, что особенности познавательной
деятельности не дают возможности учащимся успешно осваивать программу, мешают
личностные особенности и семейные проблемы, проблемы взаимоотношений в
коллективе, мешают лень, чрезмерное увлечение телефонами и др. Множественные
недостатки и проблемы обучающихся требуют организации комплексной помощи и
тесного взаимодействия специалистов школы.
Создание системы комплексной помощи детям с умственной
отсталостью преследует цель успешного освоения обучающимися АООП и коррекции
недостатков развития личности обучающихся с целью их дальнейшей успешной
социальной адаптации.
Задачи комплексного сопровождения:
1.
Обеспечение благоприятных условий психического и физического развития
и обучения учащихся, поддержка и содействие в решении психолого-педагогических
и медико-социальных проблем.
2.
Квалифицированная комплексная диагностика возможностей и особенностей
развития ребенка с целью как можно более раннего выявления детей, требующих
особого внимания специалистов для предупреждения возникновения проблем в
обучении и развитии.
3.
Содействие ребенку в решении актуальных задач развития, обучения,
социализации: реализация программ преодоления трудностей в обучении, нарушений
эмоционально-волевой сферы, проблем взаимоотношений со сверстниками, учителями,
родителями; содействие выбору профессионального маршрута.
4.
Развитие психолого-педагогической компетентности всех участников
образовательного процесса – обучающихся, педагогов, родителей.
5.
Содействие укреплению взаимопонимания и взаимодействия между всеми
субъектами образовательного процесса, содействие педагогическому коллективу в
оптимизации социально-психологического климата образовательного учреждения.
6.
Психолого-педагогическая помощь родителям (лицам, их заменяющим),
педагогам и воспитателям, обучающимся, требующим особого внимания специалистов.
7.
Консультативно-просветительская работа среди обучающихся, педагогов,
родителей.
Взаимодействуют между собой все субъекты образовательного
процесса. Для удобства работа специалистов распределена на 5 активных блоков:
коррекционно-логопедический, психологический, предметный,
социально-педагогический, лечебно-профилактический и административный –
контролирующий. Работа ведется в 6 этапов: диагностика, перспективное
планирование, коррекционно-развивающая работа, профилактика учебных
затруднений, ожидаемые результаты, повторная диагностика. Специалисты каждого
блока по всем направлениям разработали конкретные мероприятия.
Система взаимодействия специалистов школы охватывает проблемы коррекции и развития основных психических
функций детей и подростков, мотивации к обучению, адаптации к
учебно-воспитательному процессу, преодоления трудностей в обучении и общении,
коррекции и развития личности, профилактики отклоняющегося поведения.
Основные формы сотрудничества учителя, воспитателя, логопеда, психолога, социального педагога, медицинского работника:
·
участие в работе
ПМП(к)школы;
·
совместное
проведение консультаций по вопросам диагностики нарушений успеваемости и
планирования коррекционной работы с учащимися;
·
разработка совместного
плана действий по устранению учебной или личностной проблемы;
·
консультации
специалистов по реализации плана коррекционно-воспитательной работы;
·
участие в
педсоветах;
·
совместное
проведение родительских собраний;
·
участие
специалистов в методических объединениях учителей.
Таким образом, коррекционно-развивающая
работа по предупреждению и преодолению учебных затруднений у детей
многоаспектна, предполагает комплексное взаимодействие всех узких специалистов,
педагогов и предполагает получить следующие ожидаемые результаты:
·
Освоение базовых
учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных).
·
Достижение
предметных результатов и применение полученных знаний в жизни.
·
Успешное
трудоустройство и дальнейшее обучение выпускников.
·
Достижение личностных
результатов учащихся: готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
формирование мотивации к обучению и познанию; осмысление и принятие основных
базовых ценностей.
·
Коррекция
отклонений физического состояния и здоровья обучающихся
Система комплексного взаимодействия
специалистов в коррекции учебных и личностных затруднений обучающихся
Направления деятельности |
Коррекционно-логопедический блок |
Психологический блок |
Предметный блок |
Социально- педагогический блок |
Лечебно-профилактический
блок |
Административный
блок |
I. Диагностика |
Диагностика речевого
развития обучающихся по направлениям: 1.Развитие
мелкой моторики; 2.
Артикуляционного аппарата; 3.Фонетико-фонематических
процессов; 4.Связной
устной речи; 5.Активного
словарного запаса; 6.
Грамматического строя речи. |
Диагностика психического
развития. Обследование
актуального психологического развития. Внимание: устойчивость, переключаемость с одного вида
деятельности на другой, объём, работоспособность. Мышление: визуальное (линейное, структурное); понятийное
(интуитивное, логическое); абстрактное, речевое, образное. Память: зрительная,
слуховая, моторная, смешанная. Быстрота и прочность запоминания;
индивидуальные особенности, моторика, речь. Выявление дезадаптированных
обучающихся. Изучение взаимоотношения
младших школьников со взрослыми и сверстниками. Подбор пакета
диагностических методик для организации профилактической и коррекционной
работы. Выявление и развитие
интересов, склонностей и способностей школьников. |
Диагностика учебных умений
посредством контрольных и проверочных работ, диктантов, тестов, административных работ. Проверка практических
умений и навыков. Компетентностные задания. Выявление
трудностей в овладении новым материалом, мотивов
учебной деятельности: прилежание, отношение к отметке, похвале или порицанию
учителя, воспитателя. |
Социальный паспорт семьи.
Изучение личностных качеств. Семья
ребёнка: состав семьи, условия воспитания и проживания. Умение
учиться: организованность, выполнение требований педагога, самостоятельная
работа, самоконтроль. Выявление трудностей в овладении новым материалом при
выполнении д/з, мотивов
учебной деятельности: прилежание, отношение к отметке, похвале или порицанию
учителя, воспитателя. Эмоционально-волевая
сфера: преобладание настроения ребёнка, наличие аффективных вспышек,
способность к волевому усилию, внушаемость, проявления негативизма. Особенности
личности: интересы, потребности, идеалы, убеждения, наличие чувства долга и
ответственности. Соблюдение правил поведения в обществе, школе, дома. Взаимоотношения
с коллективом: роль в коллективе, симпатии, дружба с детьми, отношение к
младшим и старшим товарищам. Нарушения в поведении: гиперактивность,
замкнутость, аутистические проявления, обидчивость, эгоизм. Уровень
притязаний и самооценка. |
Выявление
состояния физического и психического здоровья. Изучение медицинской
документации по истории развития ребёнка. Диагностика
физического состояния учащегося, изменений в физическом развитии (заполнение центильных
таблиц). |
Координация составления
индивидуального плана работы. |
II. Перспективное планирование |
Перспективное планирование
коррекционной работы по результатам диагностики |
Программы развития основных
психических процессов. Программа факультатива «Я познаю себя» |
Разработка системы
коррекционно-развивающих занятий по восполнению пробелов в знаниях детей с
учётом рекомендаций специалистов консилиума. |
Составление плана работы по
коррекции личностных качеств. Планирование по Карте индивидуальной работы. |
Подбор оптимальных средств
и приемов лечения и коррекции физических недостатков. Формирование групп ЛФК
по видам нарушений развития и здоровью. Общение с родителями. |
Методические рекомендации
по коррекции затруднений и восполнению пробелов в знаниях. |
III. Коррекционно-развивающая
работа |
1.Развитие неречевых
процессов (внимание, память, восприятие мышление). 2.Развитие
пространственно-временных представлений. 3.Развитие артикуляционной
моторики. 4.Развитие мелкой и общей
моторики. 5.Развитие языкового
анализа и синтеза. 6.Развитие активного
словаря. 7.Развитие грамматического
строя речи. 8.Развитие связной речи. |
Коррекция и развитие познавательной
и когнитивной сферы ребёнка. Коррекция личности обучающегося и коллектива
класса. Анализ адаптации ребёнка в
среде. Осуществление
психологической поддержки нуждающихся в ней подростков. Консультативная помощь
семье в вопросах коррекционно – развивающего воспитания и обучения. Индивидуальные
корригирующие занятия. |
Исправление или сглаживание
отклонений и нарушений развития, преодоление трудностей обучения. Педагог
является связующим звеном в комплексной группе специалистов по организации
коррекционной работы с обучающимися. Делает первичный запрос
специалистам и дает первичную информацию о ребёнке. Осуществляет индивидуальную
коррекционную работу (педагогическое сопровождение). Консультативная помощь
семье в вопросах коррекционно-развивающего воспитания и обучения. |
Изучение жизнедеятельности
ребёнка вне школы; Осуществление
профилактической и коррекционной работы с обучающимися. Взаимодействие со
специалистами КДН и ПДН ОВД. Взаимодействие с семьёй
обучающегося. Реализация плана по Карте
индивидуальной работы. Заполнение Дневников наблюдений и Карт развития. |
Коррекция физического
здоровья обучающихся. Осуществление контроля над соблюдением
санитарно-гигиенических норм, режимом дня, питанием, чередование труда и
отдыха, смена деятельности на уроках. Медикаментозное лечение по
назначению врача. |
Мониторинг учебных
результатов |
IV. Профилактика учебных
затруднений |
Развитие неречевых
процессов, пространственно-временных представлений, языкового анализа и синтеза.
В 1-5 классах реализация рекомендаций Речевого экрана по коррекции речевых
нарушений. Развитие психомоторики и сенсорных процессов. Пропедевтический
период. Коррекция поведенческих
реакций и эмоционально-волевой сферы (классные часы, внеклассные мероприятия,
кружковая работа, реализация воспитательной системы). Контроль над
посещаемостью. Консультации детей у
специалистов. Контроль над оздоровлением. Работа групп ЛФК по видам нарушений
развития и здоровью. |
Мониторинг учебных
результатов |
||||
V. Ожидаемые результаты |
Улучшение состояния устной
и письменной речи. |
Освоение базовых учебных
действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных). |
Достижение предметных
результатов и применение полученных знаний в жизни. Освоение базовых учебных действий
(регулятивных, познавательных, коммуникативных). Успешное трудоустройство и
дальнейшее обучение выпускников. |
Достижение
личностных результатов учащихся: готовность и способность обучающихся к
саморазвитию; сформированность мотивации к обучению и познанию; осмысление и
принятие основных базовых ценностей. |
Коррекция отклонений
физического состояния и здоровья обучающихся. |
Успешное освоение АООП. |
VI. Повторная диагностика |
В конце учебного года выборочная
повторная диагностика по некоторым направлениям коррекционной работы на
усмотрение логопеда. |
Повторная диагностика |
Итоговый контроль. |