Черных Александр Васильевич

заведующий сектором, Пермский научный центр УрО РАН

 

Этнокультурное образование в Пермском крае в современных условиях развития общества

 

Проблемы этнокультурного образования и преподавания родных языков обсуждаются сегодня на разных уровнях. Обществом осознана актуальность этнокультурного содержания в современной образовательной среде. Оно является залогом межнационального согласия народов России и сохранения поликультурного богатства страны, одним из условий воспитания творческих, высоконравственных, любящих свою Родину личностей.

Становление этнокультурного образования на территории Пермского края имеет давнюю историческую традицию и связано с обучением детей традиционно проживающих в регионе (не русских) народов. Первые школы у коми-пермяков, удмуртов, марийцев с преподаванием на родном языке появились уже во второй половине ХIХ в. Тогда же происходило формирование в регионе системы светского образования на татарском языке. Второй этап активного развития национального образования приходится на 1920-е гг. Главной задачей, которую решала национальная школа в этот период – повышение уровня образованности населения, что решалось путем изучения предметов на родном языке, прежде всего, в начальной школе. В последующие годы система национального образования в Пермской области продолжала функционировать, работали татарские, удмуртские, марийские и коми-пермяцкие национальные школы с преподаванием родного языка и преподаванием на родном языке. С 1950-х гг. число национальных образовательных учреждений уменьшается, однако они сохраняются в территориях компактного проживания этносов.

В настоящее время в Пермском крае продолжает сохраняться и функционировать модель «национальная школа», главный признак которой – преподавание родного языка. В общем образовании края в течение многих лет осуществляется преподавание нескольких родных (нерусских) языков – коми-пермяцкого, коми-язьвинского, татарского, башкирского, удмуртского, марийского. Коми-пермяцкий и удмуртские языки преподаются как предметы в начальной и основной школе. Татарский язык используется как язык обучения в начальной школе и как образовательная дисциплина в основной школе. Марийский, удмуртский, башкирский и коми-язьвинский языки изучаются факультативно.

На территории Пермского края в 2015/2016 учебном году[1] функционировало 96 школьных образовательных национальных учреждений, в которых велось обучение на родном (нерусском) языке или язык изучался как предмет, или факультативно. Количество детей, обучающихся на родном языке – 239 человек, изучающих родной язык как предмет – 5343 человека, факультативно – 1013 человек. Сеть национальных образовательных учреждений представлена в основном сельскими школами. Среди них с преподаванием татарского языка – 49, коми-пермяцкого – 43, коми-язьвинского – 2, с преподаванием удмуртского языка – 1, марийского – 1. В некоторых дошкольных образовательных учреждений также ведется обучение на коми-пермяцком и татарском языках*.

Наряду с традиционной моделью «национальная школа» в последние десятилетия появились новые формы организации этнокультурного образования и преподавания родного языка. Это, прежде всего, воскресные школы и курсы по изучению языка и культуры народов Пермского края (немцев, армян, евреев, поляков, башкир, грузин), которые действуют при поддержке общественных национальных центров и муниципальных администраций.

Помимо языкового образования, многие детские сады и школы активно используют этнокультурное содержание в осуществлении проектной, исследовательской и творческой деятельности, реализации музейной педагогики. Педагоги нередко разрабатывают учебно-познавательные задачи по основным учебным дисциплинам на основе краеведческих и этнографических материалов. Именно такие формы преобладают в образовательных учреждениях, этнокультурное содержание которых основывается на русской народной культуре. Вместе с тем в некоторых школах с русскими обучающимися проводятся занятия, посвященные особенностям русской речи Прикамья.

Несмотря на функционирование в крае этнокультурного образования, назрела потребность в его модернизации, которая обусловлена необходимостью учета новых государственных стандартов системы образования, происходящих этнокультурных и миграционных процессов и актуальных задач национальной политики Российской Федерации, современных потребностей многонационального сообщества региона. На современном этапе кроме традиционных задач повышения образовательного уровня и обучения родному литературному языку, образовательные учреждения должны содействовать формированию знаний об истории, культуре своего народа и своего края, усвоению основ культурного наследия народов России, традиционных ценностей многонационального российского общества [1].

Этносоциологические исследования показывают, что образовательные задачи во многом совпадают с интересами обучающихся. Среди учащейся молодежи и студентов Пермского края фиксируется заинтересованность в освоении культурологической составляющей этнокультурного образования, связанной с изучением разных аспектов истории и культуры родного народа. Отмечается желание знакомиться с традициями народов России в путешествиях по разным регионам страны. Этническая идентичность современной молодежи, особенно в полиэтничных регионах представляется сложной и многоуровневой, четкие этнические границы характерны лишь для части многонационального сообщества. Языковая компетенция и коммуникация в среде молодежи также представляется сложной: не всегда совпадают этническая самоидентификация и определение родного языка, характерна двойственная этническая идентичность. Следует признать, что современное пространство Пермского края представляется полилингвальным, и у населения существуют разные потребности в обучении родному (нерусскому) языку: от его знания на бытовом уровне до получения знаний повышенного уровня по языку и этнической культуре. Эти реалии необходимо учитывать при формировании системы этнокультурного образования в регионе.

Этнокультурное образование развивает и делает более эффективной систему образования в целом, являясь ее важной гуманитарной составляющей. Актуальными направлениями и задачами этнокультурного образования в Пермском крае на современном этапе являются следующие: создание благоприятных условий для преподавания языков и культур; повышение эффективности образовательной деятельности с этнокультурным содержанием; содействие образованию, социальной адаптации и интеграции детей из семей мигрантов; развитие этнокультурной компетенции педагогов; обеспечение научно-методического сопровождения этнокультурного образования.

Для успешной реализации этнокультурного образования необходимо определение возможных принципов его построения. Учитывая индивидуальность и уникальность этнической ситуации в муниципалитетах, особенности опыта и традиций образовательных организаций, уровень компетентности преподавательского состава, каждая образовательная организация может выстраивать свою модель этнокультурного образовательного пространства. Согласно современным требованиям к образованию, модели образовательных организаций должны основываться на принципе комплексного освоения обучающимися этнокультурного содержания, то есть включать изучение родного языка и предметов либо тем этнокультурной направленности. Для четкого определения особенностей и функций отдельных образовательных организаций, считаем, они могут быть дифференцированы и иметь разный статус, закрепленный в уставных документах.

Одним из механизмов реализации разных потребностей общества может служить этнокультурная гимназия, образовательная модель которой основана на широком и глубоком освоении этнокультурного содержания, инновационной образовательной деятельности. Успешный опыт реализации данной модели в Пермском крае имеет Бардымская гимназия (с. Барда Бардымского района), в которой ведется преподавание, наряду с русским и иностранными языками, татарского и башкирского языков, действует этнографический музей, этнокультурное содержание представлено в большинстве направлений деятельности. Успешный опыт гимназии следует использовать в организации образовательных отношений в других территориях края.

Другой вариант – «Образовательные учреждения с изучением родного языка». Разные варианты изучения родного языка (преподавание на родном языке, преподавание родного языка как предмета или дополнительной дисциплины) в них должны сочетаться с этнокультурной составляющей, которая отдельными элементами включается в содержание предметов и во внеурочную деятельность.

Как особый вид модели можно определить «образовательные учреждения, реализующие этнокультурное содержание». Для таких учреждение изучение родного языка не является приоритетной задачей, оно может присутствовать в виде факультативных курсов. Основное внимание в данном случае уделяется этнокультурной составляющей, которая реализуется в рамках отдельных тем или специальных предметов, курсов основного или дополнительного образования.

Четвертый вариант модели – «Воскресная школа», которая уже зарекомендовала себя в Пермском крае. Воскресные школы действуют в системе дополнительного образования детей или в рамках деятельности общественных, религиозных и иных центров. Их содержательная этнокультурная составляющая – изучение родного языка и освоение элементов народной культуры.

Описанные выше модели уже существуют и успешно действуют в Пермском крае. Современные задачи образования, с нашей точки зрения, требуют появления новых вариантов организации этнокультурного образования, например в виде «Школы – этнокультурного центра». Наряду с преподаванием родных языков, реализацией этнокультурного содержания в разных видах учебной и внеучебной деятельности, важной функцией «Школы – этнокультурного центра» является активное взаимодействие с государственными и общественными институтами. В настоящее время подобную практику уже имеют некоторые школы Пермского края: МБОУ «Архангельская СОШ» Юсьвинского района, МБОУ «Большекочинская СОШ» Кочевского района, МБОУ «Карьевская СОШ» Ординского района.

Еще одной новой моделью реализации этнокультурного содержания образования может стать «Образовательное учреждение – сетевой этнокультурный образовательный центр». Предполагается, что данное учреждение становится образовательной и методической базой для реализации актуальных проектов в этнокультурной сфере, выступает площадкой для апробации новых методик, реализует проекты, охватывающие сеть образовательных организаций, по той или иной тематике. Потребность в таких центрах существует как на краевом уровне, так и на уровне муниципалитетов. В частности, сетевые этнокультурные образовательные центры могут стать базой для выработки организационных и содержательных методик по технологиям адаптации и интеграции мигрантов или для организации обучения родным языкам в районах дисперсного и этнически смешанного расселения.

Таким образом, современная система этнокультурного образования требует модернизации, чтобы соответствовать требованиям, которые ставят Федеральные государственные образовательные стандарты, и решать более широкие общественные задачи Стратегии государственной национальной политики в сохранении этнокультурного многообразия России и формирования единства российской гражданской нации.

 

Примечания

* Статистические сведения о числе «национальных школ» и изучении в них родных языков представлены Министерством образования и науки Пермского края, сведения отражают данные по состоянию на 1.09.2015 г.

 

Литература

1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».



[1] Сведения предоставлены Министерством образования Пермского края по состоянию на 1.09.2015 г.