|
Черных Александр Васильевич |
заведующий сектором,
Пермский научный центр УрО РАН |
Этнокультурное образование в Пермском крае в современных условиях
развития общества
Проблемы этнокультурного образования и преподавания
родных языков обсуждаются сегодня на разных уровнях. Обществом осознана
актуальность этнокультурного содержания в современной образовательной среде.
Оно является залогом межнационального согласия народов России и сохранения
поликультурного богатства страны, одним из условий воспитания творческих,
высоконравственных, любящих свою Родину личностей.
Становление этнокультурного образования
на территории Пермского края имеет давнюю историческую традицию и связано с обучением
детей традиционно проживающих в регионе (не русских) народов. Первые школы у
коми-пермяков, удмуртов, марийцев с преподаванием на родном языке появились уже
во второй половине ХIХ в. Тогда же происходило
формирование в регионе системы светского образования на татарском языке. Второй
этап активного развития национального образования приходится на 1920-е гг.
Главной задачей, которую решала национальная школа в этот период – повышение
уровня образованности населения, что решалось путем изучения предметов на
родном языке, прежде всего, в начальной школе. В последующие годы система
национального образования в Пермской области продолжала функционировать,
работали татарские, удмуртские, марийские и коми-пермяцкие национальные школы с
преподаванием родного языка и преподаванием на родном языке. С 1950-х гг. число
национальных образовательных учреждений уменьшается, однако они сохраняются в
территориях компактного проживания этносов.
В настоящее время в Пермском крае
продолжает сохраняться и функционировать модель «национальная школа», главный
признак которой – преподавание родного языка. В общем образовании края в
течение многих лет осуществляется преподавание нескольких родных (нерусских)
языков – коми-пермяцкого, коми-язьвинского, татарского, башкирского, удмуртского,
марийского. Коми-пермяцкий и удмуртские языки преподаются как предметы в
начальной и основной школе. Татарский язык используется как язык обучения в
начальной школе и как образовательная дисциплина в основной школе. Марийский,
удмуртский, башкирский и коми-язьвинский языки изучаются факультативно.
На территории Пермского края в
2015/2016 учебном году[1] функционировало 96
школьных образовательных национальных учреждений, в которых велось обучение на
родном (нерусском) языке или язык изучался как предмет, или факультативно.
Количество детей, обучающихся на родном языке – 239 человек, изучающих родной
язык как предмет – 5343 человека, факультативно – 1013 человек. Сеть
национальных образовательных учреждений представлена в основном сельскими
школами. Среди них с преподаванием татарского языка – 49, коми-пермяцкого – 43,
коми-язьвинского – 2, с преподаванием удмуртского языка – 1, марийского – 1. В
некоторых дошкольных образовательных учреждений также ведется обучение на
коми-пермяцком и татарском языках*.
Наряду с традиционной моделью «национальная школа» в
последние десятилетия появились новые формы организации этнокультурного
образования и преподавания родного языка. Это, прежде всего, воскресные школы и
курсы по изучению языка и культуры народов Пермского края (немцев, армян,
евреев, поляков, башкир, грузин), которые действуют при поддержке общественных
национальных центров и муниципальных администраций.
Помимо языкового образования, многие детские сады и школы
активно используют этнокультурное содержание в осуществлении проектной,
исследовательской и творческой деятельности, реализации музейной педагогики.
Педагоги нередко разрабатывают учебно-познавательные задачи по основным учебным
дисциплинам на основе краеведческих и этнографических материалов. Именно такие
формы преобладают в образовательных учреждениях, этнокультурное содержание
которых основывается на русской народной культуре. Вместе с тем в некоторых
школах с русскими обучающимися проводятся занятия, посвященные особенностям
русской речи Прикамья.
Несмотря на функционирование в крае
этнокультурного образования, назрела потребность в его модернизации, которая
обусловлена необходимостью учета новых государственных стандартов системы
образования, происходящих этнокультурных и миграционных процессов и актуальных
задач национальной политики Российской Федерации, современных потребностей
многонационального сообщества региона. На современном этапе кроме традиционных
задач повышения образовательного уровня и обучения родному литературному языку,
образовательные учреждения должны содействовать формированию знаний об истории,
культуре своего народа и своего края, усвоению основ культурного наследия
народов России, традиционных ценностей многонационального российского общества
[1].
Этносоциологические исследования
показывают, что образовательные задачи во многом совпадают с интересами
обучающихся. Среди учащейся молодежи и студентов Пермского края фиксируется
заинтересованность в освоении культурологической составляющей этнокультурного
образования, связанной с изучением разных аспектов истории и культуры родного
народа. Отмечается желание знакомиться с традициями народов России в
путешествиях по разным регионам страны. Этническая идентичность современной
молодежи, особенно в полиэтничных регионах представляется сложной и
многоуровневой, четкие этнические границы характерны лишь для части
многонационального сообщества. Языковая компетенция и коммуникация в среде
молодежи также представляется сложной: не всегда совпадают этническая
самоидентификация и определение родного языка, характерна двойственная
этническая идентичность. Следует признать, что современное пространство
Пермского края представляется полилингвальным, и у населения существуют разные потребности в обучении родному (нерусскому)
языку: от его знания на бытовом уровне до получения знаний повышенного уровня
по языку и этнической культуре. Эти реалии необходимо учитывать при формировании
системы этнокультурного образования в регионе.
Этнокультурное образование развивает и
делает более эффективной систему образования в целом, являясь ее важной
гуманитарной составляющей. Актуальными направлениями и задачами этнокультурного
образования в Пермском крае на современном этапе являются следующие: создание
благоприятных условий для преподавания языков и культур; повышение
эффективности образовательной деятельности с этнокультурным содержанием;
содействие образованию, социальной адаптации и интеграции детей из семей
мигрантов; развитие этнокультурной компетенции педагогов; обеспечение
научно-методического сопровождения этнокультурного образования.
Для успешной реализации этнокультурного
образования необходимо определение возможных принципов его построения. Учитывая индивидуальность и уникальность этнической
ситуации в муниципалитетах, особенности опыта и традиций образовательных
организаций, уровень компетентности преподавательского состава, каждая
образовательная организация может выстраивать свою модель этнокультурного
образовательного пространства. Согласно современным требованиям к образованию,
модели образовательных организаций должны основываться на принципе комплексного
освоения обучающимися этнокультурного содержания, то есть включать изучение
родного языка и предметов либо тем этнокультурной направленности. Для четкого
определения особенностей и функций отдельных образовательных организаций,
считаем, они могут быть дифференцированы и иметь разный статус, закрепленный в
уставных документах.
Одним из механизмов
реализации разных потребностей общества может служить этнокультурная гимназия,
образовательная модель которой основана на широком и глубоком освоении
этнокультурного содержания, инновационной образовательной деятельности.
Успешный опыт реализации данной модели в Пермском крае имеет Бардымская
гимназия (с. Барда Бардымского района), в которой ведется преподавание,
наряду с русским и иностранными языками, татарского и башкирского языков,
действует этнографический музей, этнокультурное содержание представлено в
большинстве направлений деятельности. Успешный опыт гимназии следует
использовать в организации образовательных отношений в других территориях края.
Другой вариант –
«Образовательные учреждения с изучением родного языка». Разные варианты
изучения родного языка (преподавание на родном языке, преподавание родного языка как предмета или
дополнительной дисциплины) в них должны сочетаться с этнокультурной
составляющей, которая отдельными элементами включается в содержание предметов и
во внеурочную деятельность.
Как особый вид модели можно определить
«образовательные учреждения, реализующие этнокультурное содержание». Для таких
учреждение изучение родного языка не является приоритетной задачей, оно может
присутствовать в виде факультативных курсов. Основное внимание в данном случае
уделяется этнокультурной составляющей, которая реализуется в рамках отдельных
тем или специальных предметов, курсов основного или дополнительного
образования.
Четвертый вариант модели
– «Воскресная школа», которая уже зарекомендовала себя в Пермском крае.
Воскресные школы действуют в системе дополнительного образования детей или в
рамках деятельности общественных, религиозных и иных центров. Их содержательная
этнокультурная составляющая – изучение родного языка и освоение элементов
народной культуры.
Описанные выше модели
уже существуют и успешно действуют в Пермском крае. Современные задачи
образования, с нашей точки зрения, требуют появления новых вариантов
организации этнокультурного образования, например в виде «Школы –
этнокультурного центра». Наряду с преподаванием родных языков, реализацией
этнокультурного содержания в разных видах учебной и внеучебной деятельности,
важной функцией «Школы – этнокультурного центра» является активное
взаимодействие с государственными и общественными институтами. В настоящее время подобную практику уже имеют
некоторые школы Пермского края: МБОУ «Архангельская СОШ» Юсьвинского района,
МБОУ «Большекочинская СОШ» Кочевского района, МБОУ «Карьевская СОШ» Ординского
района.
Еще одной новой моделью
реализации этнокультурного содержания образования может стать «Образовательное
учреждение – сетевой этнокультурный образовательный центр». Предполагается, что
данное учреждение становится образовательной и методической базой для
реализации актуальных проектов в этнокультурной сфере, выступает площадкой для
апробации новых методик, реализует проекты, охватывающие сеть образовательных
организаций, по той или иной тематике. Потребность в таких центрах существует
как на краевом уровне, так и на уровне муниципалитетов. В частности, сетевые
этнокультурные образовательные центры могут стать базой для выработки
организационных и содержательных методик по технологиям адаптации и интеграции
мигрантов или для организации обучения родным языкам в районах дисперсного и
этнически смешанного расселения.
Таким образом,
современная система этнокультурного образования требует модернизации, чтобы
соответствовать требованиям, которые ставят Федеральные государственные
образовательные стандарты, и решать более широкие общественные задачи Стратегии
государственной национальной политики в сохранении этнокультурного многообразия
России и формирования единства российской гражданской нации.
Примечания
* Статистические
сведения о числе «национальных школ» и изучении в них родных языков
представлены Министерством образования и науки Пермского края, сведения
отражают данные по состоянию на 1.09.2015
г.
Литература
1. Приказ Министерства образования и науки РФ от
17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования».