Приемы
и формы установления
причинно-следственных
связей учебных понятий
аргументация
выводов на уроках истории
|
Кальсина Алла Алексеевна кандидат исторических наук; ведущий научный сотрудник отдела
сопровождения ФГОС ИРО ПК |
Неотъемлемой частью познавательно-мировоззренческой
модели школьного курса истории являются ценностные и оценочные составляющие. Попытки ограничиться при преподавании
истории только передачей знаний в формате хронологии исторических фактов, и
обойтись при этом без их ценностного осмысления, обречены на неудачу. История в
таком случае превращается в некий слабосвязанный информационный поток.
В настоящее время
приоритетной задачей системы массового исторического образования является
формирование чувства сопричастности российского гражданина к своей стране и ее
истории, уважения к предкам и принятие на себя моральной ответственности за
настоящее и будущее России. Осуществить эту задачу возможно, если мы будем
изучать историю не как набор фактов и хронологию, а как процесс, имеющий
определенные причинно-следственные связи.
История всегда выступает как
процесс, включающий в себя три главных компонента: момент зарождения (генезис);
последующую эволюцию с неизбежной затем деградацией (дискредитацией); гибель
изучаемого объекта.
Изучение всех трех
компонентов немыслимо без учета причинно-следственных связей, пренебрежение
каждым из них ведет исследователя к искаженным выводам. Такой подход развивает
у учителя и формирует у школьника комплексно-диалектический, системный взгляд
на мир. В итоге у учащихся вырабатывается не отрывочное, а системное понимание
того, что различные сферы бытия составляют звенья одной исторической цепи, имя
которой общество[1].
При этом, факты должны
излагаться системно, в хронологической последовательности. Но эти факты не
должны представлять собой набор событий, а соединяться в единый исторический
поток посредством понимания причинно-следственных связей. Только при таком
подходе может сформироваться понимание сути исторического процесса в единстве
всех его аспектов.
Далее, исторические
дисциплины в школе должны коррелировать между собой. То есть у школьника,
помимо вертикали, должна быть и горизонтальная разверстка – знание о том, какие
события в данный период происходили в разных регионах мира. При современной
системе преподавания этого не происходит. Выпускник школы, к сожалению, не
обладает пространственным мышлением, не имеет навыков компаративистского
исследования. И еще одно суждение, смысл знания о прошлом заключается в умении
переносить исторический опыт на современность. Ученик должен вынести из стен
школы понимание того, что актуализация исторического знания заключается, прежде
всего, в том, в какой степени прошлое способно объяснить современное общество[2].
Как формировать умения
находить причинно-следственные связи?
Одна из проблем, с которой
сталкиваются преподаватели истории на уроках – это неумение учащихся
последовательно, логически обоснованно освещать вопрос, раскрывать тему –
базовое общеучебное умение. Содержание ответа ученика должно быть логично и
аргументировано выстроено, изложено грамотно, образно и точно. Неточность и
запутанность выражений, как утверждал Н. Г.Чернышевский, свидетельствуют только
о запутанности мыслей.
В этом случае можно
рекомендовать учащимся выполнять задание по памятке-алгоритму.
1.Памятка
УЧАЩИМСЯ
• Прочитайте текст,
представьте мысленно весь материал.
• Разделите текст на части и
выделите в каждой из них главную мысль.
• Озаглавьте части, подберите
заголовки, замените главы именами существительными.
• Прочитайте текст второй раз,
и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане.
• Составьте план в виде
таблицы.
• Заполните требования к
плану-таблице:
а) план должен полностью охватить
содержание текста (темы);
б) в заголовках, пунктах
плана не должны повторяться сходные формулировки.
2.Другое задание-прием
«Рокировка», ответь на 6 вопросов.
ВОПРОC |
ОТВЕТ |
1.Что? |
|
2. Где? |
|
3. Когда? |
|
4. Кто? |
|
5. Как? |
|
6. Почему? |
|
Последовательно раскрывая
эти вопросы в таблице, можно получить достаточно логически связный и полный
рассказ.
3. Прием «Поработай
редактором».
Используется в тех случаях, когда
текст необходимо сократить так, чтобы самое главное было узнано и понято. Такая
работа научит не только сжато и компактно выражать свои мысли, но и быстро
улавливать смысл информации, отделяя главное от второстепенного. Для такой
работы используется ИКТ, текст представлен на слайдах с использованием таблиц и
схем для общего обозрения обучающимися.
Если эта игра проводится
впервые, то такая работа выполняется совместно с учителем. Когда этот прием
осознан, задание может использоваться индивидуально на карточках.
4. Очень удобно применять
логические схемы при изучении причин и последствий событий и явлений. Они
помогают выявить причинно-следственные связи. Эти схемы достаточно просты в
исполнении ученикам, т.к. основаны на последовательном соединении квадратов, в
которых фиксируются причины и следствия, вытекающие одно из другого.
5. «Назови как можно больше
причин и следствий одного явления».
Причинно-следственные связи
могут быть не только в логических схемах. Интересным упражнением является
следующее: «Назови как можно больше причин и следствий одного явления». Пример:
Дано явление: Северная
война. Ученики составляют схему, в которой после записи причин записывается
само явление, а из него несколько следствий.
5. На установление
причинно-следственных связей направлены задания ЕГЭ.
Пример:
Вопрос A3.Что из названного
относится к последствиям ордынского владычества на Руси?
1.расцвет вечевых порядков в
русских землях
2.возвращение к языческим
верованиям
3.замедление культурного
развития
4.усиление связей между
отдельными частями русских земель
Вопрос A3. Что явилось
итогом похода войск Батыя на Русь в 1237–1238 гг.?
1.включение Рязанского
княжества в состав Золотой Орды
2.разорение Киева
3.разорение Великого
Новгорода
4.разорение северо-восточных
земел
Для аргументации выводов,
также следует использовать памятки-алгоритмы.
Памятка учащимся
Ответ должен заканчиваться
выводом, при этом, вывод бывает:
1.кратким обобщением -
обобщает проделанную работу и в очень краткой форме выражает результат, главную
мысль;
2.выводом-перечислением, в
четкой форме перечисляет главные идеи, основные черты исторического явления,
события, результат анализа, т. е. дает характеристику;
3.оценочным - содержит
оценку явления или события.
Пример задания: Охарактеризуйте
правление Александра I, которое А. С. Пушкин
назвал «Дней Александровых прекрасное начало»?
В этом случае элементами
анализа станут: обстоятельства прихода к власти, личные качества царя,
характеристика его реформ, внешней и внутренней политики, оценочный вывод.
Или другое задание:
Проанализируйте внешнюю политику Екатерины II?
Элементами анализа станут:
цели внешней политики, основные направления, события, итоги.
Памятка учащимся «Как
доказать или опровергнуть что-либо…»
Доказательство- последовательное
обоснование мыслей, идей, теорий.
В истории возможны
доказательства:
А) при помощи научно
установленных, не вызывающих сомнения фактов;
Б) при помощи логически
выстроенных аргументов. Аргументы и факты должны относиться к сущности раскрываемого
вопроса.
Научно обоснованными
считаются факты, которые взяты из достоверных источников, и которые
подтверждаются другими свидетельствами.
Доказательство более
обосновано, когда во внимание принимаются различные стороны исторических
процессов и явлений: экономических, политических, социальных и т. д.
1. Доказательство состоит из
аргумента (довода), фактов, подтверждающих, конкретизирующих, иллюстрирующих
аргумент, и вывода.
2. Сначала внимательно
прочитайте задание и четко определите, что именно надо доказать.
3. Определите круг
источников, которые можно использовать, выполняя задание.
4. Тщательно работайте с
источником с карандашом в руке, отметив главные доводы, факты, аргументы.
5. Четко и кратко
сформулируйте аргументы и приведите их в определенную систему.
6. Выясните, все ли
доказательства исчерпаны.
7. Сделайте вывод.
Задание удобно выполнять в
таблице:[3]
Утверждение |
Аргумент, подтверждающий данное
утверждение |
Факты, подтверждающие
(конкретизирующие) данный аргумент |
|
|
|
Вывод: |
|
|
Литература
1.Багдасарян В.Э., Абдулаев Э.Н., Клычников
В.М. Школьный учебник истории и государственная политика М., 2009. С 26.
2.Обсуждение темы: «Актуальные вызовы
методологии преподавания истории в школе» //Преподавание истории в школе.2013.№3.
3. Чернух И. Н. Логические схемы и таблицы в обучении истории // Теория и
практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г.
Санкт-Петербург, февраль