Приемы и формы установления

причинно-следственных связей учебных понятий

аргументация выводов на уроках истории

 

Кальсина Алла Алексеевна

кандидат исторических наук; ведущий научный сотрудник отдела сопровождения ФГОС ИРО ПК

 

Неотъемлемой частью познавательно-мировоззренческой модели школьного курса истории являются ценностные и оценочные составляющие. Попытки ограничиться при преподавании истории только передачей знаний в формате хронологии исторических фактов, и обойтись при этом без их ценностного осмысления, обречены на неудачу. История в таком случае превращается в некий слабосвязанный информационный поток.

В настоящее время приоритетной задачей системы массового исторического образования является формирование чувства сопричастности российского гражданина к своей стране и ее истории, уважения к предкам и принятие на себя моральной ответственности за настоящее и будущее России. Осуществить эту задачу возможно, если мы будем изучать историю не как набор фактов и хронологию, а как процесс, имеющий определенные причинно-следственные связи.

История всегда выступает как процесс, включающий в себя три главных компонента: момент зарождения (генезис); последующую эволюцию с неизбежной затем деградацией (дискредитацией); гибель изучаемого объекта.

Изучение всех трех компонентов немыслимо без учета причинно-следственных связей, пренебрежение каждым из них ведет исследователя к искаженным выводам. Такой подход развивает у учителя и формирует у школьника комплексно-диалектический, системный взгляд на мир. В итоге у учащихся вырабатывается не отрывочное, а системное понимание того, что различные сферы бытия составляют звенья одной исторической цепи, имя которой общество[1].

При этом, факты должны излагаться системно, в хронологической последовательности. Но эти факты не должны представлять собой набор событий, а соединяться в единый исторический поток посредством понимания причинно-следственных связей. Только при таком подходе может сформироваться понимание сути исторического процесса в единстве всех его аспектов.

Далее, исторические дисциплины в школе должны коррелировать между собой. То есть у школьника, помимо вертикали, должна быть и горизонтальная разверстка – знание о том, какие события в данный период происходили в разных регионах мира. При современной системе преподавания этого не происходит. Выпускник школы, к сожалению, не обладает пространственным мышлением, не имеет навыков компаративистского исследования. И еще одно суждение, смысл знания о прошлом заключается в умении переносить исторический опыт на современность. Ученик должен вынести из стен школы понимание того, что актуализация исторического знания заключается, прежде всего, в том, в какой степени прошлое способно объяснить современное общество[2].

Как формировать умения находить причинно-следственные связи?

Одна из проблем, с которой сталкиваются преподаватели истории на уроках – это неумение учащихся последовательно, логически обоснованно освещать вопрос, раскрывать тему – базовое общеучебное умение. Содержание ответа ученика должно быть логично и аргументировано выстроено, изложено грамотно, образно и точно. Неточность и запутанность выражений, как утверждал Н. Г.Чернышевский, свидетельствуют только о запутанности мыслей.

В этом случае можно рекомендовать учащимся выполнять задание по памятке-алгоритму.

 

1.Памятка
УЧАЩИМСЯ

     Прочитайте текст, представьте мысленно весь материал.

     Разделите текст на части и выделите в каждой из них главную мысль.

     Озаглавьте части, подберите заголовки, замените главы именами существительными.

     Прочитайте текст второй раз, и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане.

     Составьте план в виде таблицы.

     Заполните требования к плану-таблице:

а) план должен полностью охватить содержание текста (темы);

б) в заголовках, пунктах плана не должны повторяться сходные формулировки.

 

2.Другое задание-прием «Рокировка», ответь на 6 вопросов.

 

ВОПРОC

ОТВЕТ

1.Что?

 

2. Где?

 

3. Когда?

 

4. Кто?

 

5. Как?

 

6. Почему?

 

                             

Последовательно раскрывая эти вопросы в таблице, можно получить достаточно логически связный и полный рассказ.

 

3. Прием «Поработай редактором».

Используется в тех случаях, когда текст необходимо сократить так, чтобы самое главное было узнано и понято. Такая работа научит не только сжато и компактно выражать свои мысли, но и быстро улавливать смысл информации, отделяя главное от второстепенного. Для такой работы используется ИКТ, текст представлен на слайдах с использованием таблиц и схем для общего обозрения обучающимися.

Если эта игра проводится впервые, то такая работа выполняется совместно с учителем. Когда этот прием осознан, задание может использоваться индивидуально на карточках.

4. Очень удобно применять логические схемы при изучении причин и последствий событий и явлений. Они помогают выявить причинно-следственные связи. Эти схемы достаточно просты в исполнении ученикам, т.к. основаны на последовательном соединении квадратов, в которых фиксируются причины и следствия, вытекающие одно из другого.

5. «Назови как можно больше причин и следствий одного явления».

Причинно-следственные связи могут быть не только в логических схемах. Интересным упражнением является следующее: «Назови как можно больше причин и следствий одного явления». Пример:

Дано явление: Северная война. Ученики составляют схему, в которой после записи причин записывается само явление, а из него несколько следствий.

5. На установление причинно-следственных связей направлены задания ЕГЭ.

 

Пример:

Вопрос A3.Что из названного относится к последствиям ордынского владычества на Руси?

1.расцвет вечевых порядков в русских землях

2.возвращение к языческим верованиям

3.замедление культурного развития

4.усиление связей между отдельными частями русских земель

 

Вопрос A3. Что явилось итогом похода войск Батыя на Русь в 1237–1238 гг.?

1.включение Рязанского княжества в состав Золотой Орды

2.разорение Киева

3.разорение Великого Новгорода

4.разорение северо-восточных земел

 

Для аргументации выводов, также следует использовать памятки-алгоритмы.

Памятка учащимся

Ответ должен заканчиваться выводом, при этом, вывод бывает:

1.кратким обобщением - обобщает проделанную работу и в очень краткой форме выражает результат, главную мысль;

2.выводом-перечислением, в четкой форме перечисляет главные идеи, основные черты исторического явления, события, результат анализа, т. е. дает характеристику;

3.оценочным - содержит оценку явления или события.

 

Пример задания: Охарактеризуйте правление Александра I, которое А. С. Пушкин назвал «Дней Александровых прекрасное начало»?

В этом случае элементами анализа станут: обстоятельства прихода к власти, личные качества царя, характеристика его реформ, внешней и внутренней политики, оценочный вывод.

Или другое задание: Проанализируйте внешнюю политику Екатерины II?

Элементами анализа станут: цели внешней политики, основные направления, события, итоги.

 

Памятка учащимся «Как доказать или опровергнуть что-либо…»

Доказательство- последовательное обоснование мыслей, идей, теорий.

В истории возможны доказательства:

А) при помощи научно установленных, не вызывающих сомнения фактов;

Б) при помощи логически выстроенных аргументов. Аргументы и факты должны относиться к сущности раскрываемого вопроса.

Научно обоснованными считаются факты, которые взяты из достоверных источников, и которые подтверждаются другими свидетельствами.

Доказательство более обосновано, когда во внимание принимаются различные стороны исторических процессов и явлений: экономических, политических, социальных и т. д.

1. Доказательство состоит из аргумента (довода), фактов, подтверждающих, конкретизирующих, иллюстрирующих аргумент, и вывода.

2. Сначала внимательно прочитайте задание и четко определите, что именно надо доказать.

3. Определите круг источников, которые можно использовать, выполняя задание.

4. Тщательно работайте с источником с карандашом в руке, отметив главные доводы, факты, аргументы.

5. Четко и кратко сформулируйте аргументы и приведите их в определенную систему.

6. Выясните, все ли доказательства исчерпаны.

7. Сделайте вывод.

 

Задание удобно выполнять в таблице:[3]

 

Утверждение

Аргумент, подтверждающий данное утверждение

Факты, подтверждающие (конкретизирующие) данный аргумент

 

 

 

Вывод:

 

 

 

 

 

Литература

1.Багдасарян В.Э., Абдулаев Э.Н., Клычников В.М. Школьный учебник истории и государственная политика М., 2009. С 26.

2.Обсуждение темы: «Актуальные вызовы методологии преподавания истории в школе» //Преподавание истории в школе.2013.№3.

3. Чернух И. Н. Логические схемы и таблицы в обучении истории // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.).СПб.: Реноме, 2012.С. 237-239.



[1] Багдасарян В.Э., Абдулаев Э.Н., Клычников В.М. Школьный учебник истории и государственная политика М., 2009. С 26.

[2] Обсуждение темы: «Актуальные вызовы методологии преподавания истории в школе» //Преподавание истории в школе.2013.№3.