Формирование умений планировать, анализировать,
оценивать и корректировать свой распорядок дня
|
Лядова Наталья Владимировна |
ведущий научный сотрудник отдела сопровождения ФГОС ГБУ
ДПО «Институт развития образования Пермского края», кандидат медицинских
наук, доцент |
Вашему вниманию предлагается вариант возможного
типового задания, выполнив которое ученик научится планировать свой распорядок
дня (разовьет регулятивные умения), анализировать его соответствие возрастным гигиеническим
нормативам (разовьет познавательные умения), а также оценивать его с позиции
правильности и корректировать его (разовьет регулятивные умения). Ученик
повысит уровень своей предметной грамотности в сфере здорового образа жизни.
Предполагается, что учитель использует это задание на
уроке (занятии), проводимом для учеников 5-6-х классов, по теме «Режим дня. Планируем день» в рамках
предметов «Физическая культура» [1], «Основы безопасности жизнедеятельности»
[2].
Учебная цель учителя: научить планировать свою
деятельность и отдых в течение дня, чтобы успевать делать много интересных,
важных и полезных дел и при этом не переутомляться (научиться управлять своим
временем, осуществлять тайм-менеджмент).
Задачи:
- развитие представления об основных компонентах
режима дня (воздействие на когнитивную сферу);
- формирование убежденности в том, что время – ценный
ресурс в достижении жизненных целей, формирование интереса к деятельности,
связанной с планированием, анализом и оценкой своего распорядка дня (воздействие
на личностную сферу);
- развитие навыка эффективного планирования своей
деятельности в течение дня, анализа, оценки и коррекции своего распорядка дня
(воздействие на поведенческую сферу).
Задания по теме:
Задание 1. Составь свой фактический распорядок обычного учебного
дня, внося данные в таблицу 1 (колонки 1, 2).
Задание 2. Посчитай и запиши в колонке 3 таблицы 1
продолжительность в часах (минутах) каждого компонента распорядка дня.
Таблица 1. Распорядок дня
Время |
Дела и мероприятия (компоненты распорядка
дня) |
Продолжительность дел,
мероприятий (компонентов
распорядка дня) |
1 |
2 |
3 |
… |
… |
… |
|
|
|
Например, ученик заполнил таблицу 1. следующим образом (Приложение 1).
Задание 3.
- Заполни первую строку в таблице 2.
- Проанализируй и оцени правильность продолжительности компонентов своего
распорядка (режима) дня, сравнивая их с гигиеническими нормативами,
представленными в таблице 3 (Приложение 3).
- Сделай в таблице 2. вывод, в котором приведи обоснованную оценку
правильности своего распорядка дня.
Шкала оценки: «считаю свой распорядок дня правильным,
потому что …»; «считаю свой распорядок дня не совсем правильным, потому что…»;
«считаю свой распорядок дня неправильным, потому что….».
- Отметь удовлетворенность или неудовлетворенность своим распорядком дня.
- Сделай саморекомендации по его улучшению.
Таблица 2. Оценка правильности распорядка (режима) дня с позиции
гигиенических нормативов
Основные компоненты распорядка
(режима) дня |
||||||
Учеба в школе (продолжительность) |
Горячее питание (количество раз) |
Домашнее задание (продолжительность) |
Прогулка (продолжительность) |
Внеклассные и внешкольные занятия (продолжительность) |
Просмотр телепередач, работа за компьютером
(продолжительность) |
Ночной сон (продолжительность) |
|
|
|
|
|
|
|
Вывод |
|
|||||
Удовлетворенность |
|
|||||
Саморекомендации по коррекции режима |
|
Например, ученик
заполнил таблицу 2. следующим образом (Приложение 2)
Ученику важно знать, насколько правильно составлен им
распорядок (режим) дня и насколько его оценка соответствует оценке учителя.
Изучая выполненные учеником задания, учитель оценивает
правильность составленного распорядка дня, правильность выводов и оценки,
сделанных учеником.
Чтобы оценивание было эффективным, необходимо
привлекать к этому процессу учеников, обсуждая с ними критерии оценивания:
например, каким критериям должно соответствовать выполнение задания на «5»
баллов (высокий уровень), на «4» балла (средний уровень), на «3» или «2»
(низкий уровень и ниже среднего) (Таблица 4, Приложение 4) [3].
В примере с нашим учеником, можно увидеть, что им
пропущен такой регламентируемый элемент режима дня как прогулка на открытом
воздухе. Возможно, он посчитал, что дорога в школу может считаться прогулкой,
хотя это не так. Просмотр телепередач, игра за компьютером занимают слишком
много времени, больше положенных на 50 мин. Недостаточность сна составляет 2
часа. Такой режим дня не может считаться правильным, даже, несмотря на то, что
ребенок занимается в спортивной секции, т.к. имеет место грубое его нарушение
по продолжительности сна и отсутствию прогулок и большому количеству времен,
проведенному за ПК и TV.
А какой вывод делает ученик? Его вывод недостаточно
правилен, недостаточно логичен и обоснован, т.к. ученик в целом оценивает свой
режим дня как правильный, что может говорить о недостаточном предметном знании
темы «Режим дня».
А вот рекомендации по коррекции режима дня даны
правильные, но недостаточные. Следовало бы еще найти время для полноценной
прогулки на свежем воздухе.
Литература
1. Физическая культура. 5–7 классы : учеб. для общеобразоват. учреждений / М.Я. Виленский,
И.М.Туревский, Т.Ю.Торочкова
и др.); под.ред. М.Я.Виленского. – . : Просвещение, 2012. – 239 с.: ил.
2. Учебно-методический комплект «Основы безопасности
жизнедеятельности» для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений под
редакцией А.Т.Смирнова. Авторы А.Т.Смирнов, Б.О. Хренников, М.В.Маслов. М. : Издательство «Просвещение», 2011.
3. Пинская М.А. Новые формы
оценивания. Начальная школа / М.А.Пинская,
И.М.Улановская. – М. : Просвещение, 2013. –80 с. –
(Работаем по новым стандартам).
Приложение 1.
Таблица 1.
Распорядок дня
(заполненная таблица)
Время |
Дела и мероприятия (компоненты распорядка
дня) |
Продолжительность дел,
мероприятий (компонентов
распорядка дня) |
1 |
2 |
3 |
7.00 |
Подъем |
|
7.00-7.20 |
Уборка постели, умывание |
20 мин. |
7.20-7.35 |
Завтрак |
15 мин. |
7.35 -7.45 |
Сборы в школу |
10 мин. |
7.45-8.20 |
Дорога в школу |
35 мин. |
8.30-14.30 |
Занятия в школе |
6 час. |
11.40-12.00 |
Горячий завтрак в школе |
20 мин. |
14.30-15.15 |
Дорога из школы |
45 мин. |
15.15-15.45 |
Обед |
30 мин. |
15.45-16.45 |
Просмотр телепередач, игра за компьютером |
1 час (60 мин) |
16.45-17.15 |
Дорога в спортивную школу |
0,5 час. (30 мин.) |
17.30-19.00 |
Занятие в спортивной секции |
1,5 час. |
19.00-19.30 |
Дорога из спортивной школы домой |
0,5 час. (30 мин.) |
19.30-19.50 |
Ужин |
20 мин. |
19.50-20.20 |
Свободное время |
30 мин. |
20.20-21.50 |
Выполнение домашнего задания |
1,5 часа |
21.50-23.10 |
Игра за компьютером |
1 час.20 мин. |
22.10-23.30 |
Подготовка ко сну: умывание, душ, расправление
постели |
20 мин. |
23.30-7.00 |
Ночной сон |
7,5 час |
Приложение
2
Таблица 2.
Оценка правильности распорядка (режима) дня с позиции
гигиенических нормативов
Основные компоненты распорядка
(режима) дня |
||||||
Учеба в школе |
Горячее питание, количество раз |
Домашнее задание |
Прогулка |
Внеклассные и внешкольные занятия |
Просмотр телепередач, работа за компьютером |
Ночной сон |
Нет отклонений от
норматива |
Ем 4 раза в день, что
соответствует нормативу |
Затрачиваю меньше
времени, чем допустимо. Это хорошо |
Гуляю, пока иду в
школу и из школы. Всего примерно 2 часа, что соответствует нормативу |
Занимаюсь в секции дзю-до 1,5 часа, что
соответствует нормативам |
Затрачиваю примерно 2
часа 20 минут, что почти соответствует нормативам |
Сплю меньше, чем
положено на 2 часа. Это отклонение от норматива |
Вывод |
Мой распорядок дня считаю правильным, за исключением
времени продолжительности сна. |
|||||
Удовлетворенность |
В целом мой распорядок дня меня устраивает, хотя
хотелось бы, чтобы было еще время поиграть во дворе с друзьями. |
|||||
Саморекомендации по коррекции режима |
Сократить время за TV и компьютером. Ложиться спать
не в 23.30, а в 22. J |
Приложение
3.
Таблица
3.
Гигиенические
нормативы продолжительности основных видов деятельности школьников в сутки (в
астрономических часах)
Класс |
Учеба в
школе |
Горячее
питание, количество раз в день |
Домашнее
задание |
Прогулка |
Внеклассные
и внешкольные занятия |
Просмотр
телепередач, работа за компьютером |
Ночной
сон |
5 |
8.30-14.30 |
4-5 раз
через 4-5 часов |
до 2,5
часов |
3 часа |
1-2 часа |
1,5 часа |
9,5-10,5
часов |
6 |
8.30-14.30 |
4-5 раз
через 4-5 часов |
до 2,5
часов |
2,5 часа |
1-2 часа |
1,5 часа |
9,5
-10,0 часов |
Приложение 4
Таблица 4. Критериальное
оценивание умений планировать, анализировать, оценивать и корректировать свой
распорядок дня
Критерии (умения) |
Уровни
оценивания |
||
|
высокий |
средний |
низкий |
Регулятивные: |
|
|
|
1. Умение составить для себя режим суток, учитывая
особенности своего организма и деятельности |
Все пункты соответствуют по чередованию и
продолжительности гигиеническим возрастным нормативам. Учтены свои интересы и
особенности |
Пропущены 1-2 пункта,
или продолжительность 1-2-х пунктов не соответствует гигиеническим возрастным
нормативам |
Пропущено более 2-х важных пунктов, или их
продолжительность не соответствует гигиеническим возрастным нормативам |
Познавательные: |
|
|
|
2. Умение анализировать свой режим,
сравнивая с гигиеническими нормативами, и давать ему самооценку |
Вывод правилен, логичен, обоснован. Самооценка
режима соотнесена с гигиеническими возрастными нормативами |
Вывод недостаточно правильный (не учитываются
имеющиеся 1-2 отклонения), недостаточно обоснован. Самооценка режима не
полностью соотнесена с гигиеническими возрастными нормативами |
Вывод неправилен, нелогичен, не обоснован.
Самооценка режима не соотнесена с гигиеническими возрастными нормативами |
Регулятивные: |
|
|
|
3. Умение делать корректировку своего
режима |
Корректировка полностью соотнесена с
гигиеническими возрастными нормативами |
Корректировка не полностью соотнесена с
гигиеническими возрастными нормативами |
Корректировка
не соотнесена с гигиеническими возрастными нормативами или не приведена вовсе
|