Формирование умений планировать, анализировать, оценивать и корректировать свой распорядок дня

 

Лядова Наталья Владимировна

ведущий научный сотрудник отдела сопровождения ФГОС ГБУ ДПО «Институт развития образования Пермского края», кандидат медицинских наук, доцент

 

Вашему вниманию предлагается вариант возможного типового задания, выполнив которое ученик научится планировать свой распорядок дня (разовьет регулятивные умения), анализировать его соответствие возрастным гигиеническим нормативам (разовьет познавательные умения), а также оценивать его с позиции правильности и корректировать его (разовьет регулятивные умения). Ученик повысит уровень своей предметной грамотности в сфере здорового образа жизни.

Предполагается, что учитель использует это задание на уроке (занятии), проводимом для учеников 5-6-х классов, по теме «Режим дня. Планируем день» в рамках предметов «Физическая культура» [1], «Основы безопасности жизнедеятельности» [2].

Учебная цель учителя: научить планировать свою деятельность и отдых в течение дня, чтобы успевать делать много интересных, важных и полезных дел и при этом не переутомляться (научиться управлять своим временем, осуществлять тайм-менеджмент).

Задачи:

- развитие представления об основных компонентах режима дня (воздействие на когнитивную сферу);

- формирование убежденности в том, что время – ценный ресурс в достижении жизненных целей, формирование интереса к деятельности, связанной с планированием, анализом и оценкой своего распорядка дня (воздействие на личностную сферу);

- развитие навыка эффективного планирования своей деятельности в течение дня, анализа, оценки и коррекции своего распорядка дня (воздействие на поведенческую сферу).

Задания по теме:

Задание 1. Составь свой фактический распорядок обычного учебного дня, внося данные в таблицу 1 (колонки 1, 2).

Задание 2. Посчитай и запиши в колонке 3 таблицы 1 продолжительность в часах (минутах) каждого компонента распорядка дня.

Таблица 1. Распорядок дня

 

Время

Дела и мероприятия

(компоненты распорядка дня)

Продолжительность дел, мероприятий

(компонентов распорядка дня)

1

2

3

 

 

 

 

Например, ученик заполнил таблицу 1. следующим образом (Приложение 1).

Задание 3.

- Заполни первую строку в таблице 2.

- Проанализируй и оцени правильность продолжительности компонентов своего распорядка (режима) дня, сравнивая их с гигиеническими нормативами, представленными в таблице 3 (Приложение 3).

- Сделай в таблице 2. вывод, в котором приведи обоснованную оценку правильности своего распорядка дня.

Шкала оценки: «считаю свой распорядок дня правильным, потому что …»; «считаю свой распорядок дня не совсем правильным, потому что…»; «считаю свой распорядок дня неправильным, потому что….».

- Отметь удовлетворенность или неудовлетворенность своим распорядком дня.

- Сделай саморекомендации по его улучшению.

 

Таблица 2. Оценка правильности распорядка (режима) дня с позиции гигиенических нормативов

 

Основные компоненты распорядка (режима) дня

 

Учеба в школе

(продолжительность)

Горячее питание (количество раз)

Домашнее задание

(продолжительность)        

Прогулка

(продолжительность)        

Внеклассные и внешкольные занятия

(продолжительность)        

Просмотр телепередач, работа за компьютером (продолжительность)

Ночной сон

(продолжительность)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод

 

Удовлетворенность

 

Саморекомендации по коррекции режима

 

 

Например, ученик заполнил таблицу 2. следующим образом (Приложение 2)

 

Ученику важно знать, насколько правильно составлен им распорядок (режим) дня и насколько его оценка соответствует оценке учителя.

Изучая выполненные учеником задания, учитель оценивает правильность составленного распорядка дня, правильность выводов и оценки, сделанных учеником.

Чтобы оценивание было эффективным, необходимо привлекать к этому процессу учеников, обсуждая с ними критерии оценивания: например, каким критериям должно соответствовать выполнение задания на «5» баллов (высокий уровень), на «4» балла (средний уровень), на «3» или «2» (низкий уровень и ниже среднего) (Таблица 4, Приложение 4) [3].

 

В примере с нашим учеником, можно увидеть, что им пропущен такой регламентируемый элемент режима дня как прогулка на открытом воздухе. Возможно, он посчитал, что дорога в школу может считаться прогулкой, хотя это не так. Просмотр телепередач, игра за компьютером занимают слишком много времени, больше положенных на 50 мин. Недостаточность сна составляет 2 часа. Такой режим дня не может считаться правильным, даже, несмотря на то, что ребенок занимается в спортивной секции, т.к. имеет место грубое его нарушение по продолжительности сна и отсутствию прогулок и большому количеству времен, проведенному за ПК и TV.

А какой вывод делает ученик? Его вывод недостаточно правилен, недостаточно логичен и обоснован, т.к. ученик в целом оценивает свой режим дня как правильный, что может говорить о недостаточном предметном знании темы «Режим дня».

А вот рекомендации по коррекции режима дня даны правильные, но недостаточные. Следовало бы еще найти время для полноценной прогулки на свежем воздухе.

 

Литература

1. Физическая культура. 5–7 классы : учеб. для общеобразоват. учреждений / М.Я. Виленский, И.М.Туревский, Т.Ю.Торочкова и др.); подед. М.Я.Виленского. – . : Просвещение, 2012. – 239 с.: ил.

2. Учебно-методический комплект «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений под редакцией А.Т.Смирнова. Авторы А.Т.Смирнов, Б.О. Хренников, М.В.Маслов. М. : Издательство «Просвещение», 2011.

3. Пинская М.А. Новые формы оценивания. Начальная школа / М.А.Пинская, И.М.Улановская. – М. : Просвещение, 2013. –80 с. – (Работаем по новым стандартам).

 

Приложение 1.

Таблица 1.

Распорядок дня

(заполненная таблица)

 

Время

Дела и мероприятия

(компоненты распорядка дня)

Продолжительность дел, мероприятий

(компонентов распорядка дня)

1

2

3

7.00

Подъем

 

7.00-7.20

Уборка постели, умывание

20 мин.

7.20-7.35

Завтрак

15 мин.

7.35 -7.45

Сборы в школу

10 мин.

7.45-8.20

Дорога в школу

35 мин.

8.30-14.30

Занятия в школе

6 час.

11.40-12.00

Горячий завтрак в школе

20 мин.

14.30-15.15

Дорога из школы

45 мин.

15.15-15.45

Обед

30 мин.

15.45-16.45

Просмотр телепередач, игра за компьютером

1 час (60 мин)

16.45-17.15

Дорога в спортивную школу

0,5 час. (30 мин.)

17.30-19.00

Занятие в спортивной секции

1,5 час.

19.00-19.30

Дорога из спортивной школы домой

0,5 час. (30 мин.)

19.30-19.50

Ужин

20 мин.

19.50-20.20

Свободное время

30 мин.

20.20-21.50

Выполнение домашнего задания

1,5 часа

21.50-23.10

Игра за компьютером

1 час.20 мин.

22.10-23.30

Подготовка ко сну: умывание, душ, расправление постели

20 мин.

23.30-7.00

Ночной сон

7,5 час

 

Приложение 2

Таблица 2.

Оценка правильности распорядка (режима) дня с позиции гигиенических нормативов

 

Основные компоненты распорядка (режима) дня

 

Учеба в школе

Горячее питание, количество раз

Домашнее задание           

Прогулка       

Внеклассные и внешкольные занятия          

Просмотр телепередач, работа за компьютером           

Ночной сон

Нет отклонений от норматива

Ем 4 раза в день, что соответствует нормативу

Затрачиваю меньше времени, чем допустимо.

Это хорошо

Гуляю, пока иду в школу и из школы. Всего примерно 2 часа, что соответствует нормативу

Занимаюсь в секции дзю-до 1,5 часа, что соответствует нормативам

Затрачиваю примерно 2 часа 20 минут, что почти соответствует нормативам

Сплю меньше, чем положено на 2 часа. Это отклонение от норматива

Вывод

Мой распорядок дня считаю правильным, за исключением времени продолжительности сна.

Удовлетворенность

В целом мой распорядок дня меня устраивает, хотя хотелось бы, чтобы было еще время поиграть во дворе с друзьями.

Саморекомендации по коррекции режима

Сократить время за TV и компьютером. Ложиться спать не в 23.30, а в 22. J

 

Приложение 3.

Таблица 3.

Гигиенические нормативы продолжительности основных видов деятельности школьников в сутки (в астрономических часах)

 

Класс           

Учеба в школе

Горячее питание, количество раз в день

Домашнее задание         

Прогулка           

Внеклассные и внешкольные занятия           

Просмотр телепередач, работа за компьютером           

Ночной сон

5

8.30-14.30

4-5 раз через 4-5 часов

до 2,5 часов  

3 часа 

1-2 часа           

1,5 часа         

9,5-10,5 часов

6

8.30-14.30

4-5 раз через 4-5 часов

до 2,5 часов  

2,5 часа           

1-2 часа           

1,5 часа         

9,5 -10,0 часов

 

Приложение 4

Таблица 4. Критериальное оценивание умений планировать, анализировать, оценивать и корректировать свой распорядок дня

 

Критерии

(умения)

Уровни оценивания

 

высокий

средний

низкий

Регулятивные:

 

 

 

1. Умение составить для себя режим суток, учитывая особенности своего организма и деятельности

 Все пункты соответствуют по чередованию и продолжительности гигиеническим возрастным нормативам. Учтены свои интересы и особенности

 Пропущены 1-2 пункта, или продолжительность 1-2-х пунктов не соответствует гигиеническим возрастным нормативам

 Пропущено более 2-х важных пунктов, или их продолжительность не соответствует гигиеническим возрастным нормативам

 

Познавательные:

 

 

 

2. Умение анализировать свой режим, сравнивая с гигиеническими нормативами, и давать ему самооценку

 Вывод правилен, логичен, обоснован. Самооценка режима соотнесена с гигиеническими возрастными нормативами

 

 Вывод недостаточно правильный (не учитываются имеющиеся 1-2 отклонения), недостаточно обоснован. Самооценка режима не полностью соотнесена с гигиеническими возрастными нормативами

 Вывод неправилен, нелогичен, не обоснован. Самооценка режима не соотнесена с гигиеническими возрастными нормативами

 

 

Регулятивные:

 

 

 

3. Умение делать корректировку своего режима

 Корректировка полностью соотнесена с гигиеническими возрастными нормативами

Корректировка не полностью соотнесена с гигиеническими возрастными нормативами

 Корректировка не соотнесена с гигиеническими возрастными нормативами или не приведена вовсе