|
Копысова Элеонора Степановна |
кандидат
исторических наук, начальник отдела воспитания и социализации, ГАУ ДПО
«Институт развития образования Пермского края» |
Внимание – острые проблемы воспитания!
В
апреле 2017 года Отдел воспитания и социализации ИРО ПК в соответствии с
Государственным заданием по повышению квалификации и профессиональному развитию
педагогов провёл уникальные курсы по программе «Формирование культуры
межнационального общения в системе профессионального обучения, профилактика
экстремизма».
В
ходе этих курсов произошло существенное расширение тематики: дискуссии и
обсуждение проблем вывели на анализ состояния воспитания и социализации
обучающихся в УСПО, профилактики во всех направлениях жизни и деятельности
молодёжной среды. Практически была сделана попытка оценить уровень соответствия
качества и результативности воспитательного процесса, имеющего в этих
учреждениях особую специфику, требованиям времени и потребностям всех субъектов
профессионального образования, от обучающихся и педагогов до социума,
работодателей, семьи.
Нельзя
не отметить чрезвычайной актуальности обсуждаемых проблем, абсолютной
активности всех участников, острейшей дискуссии, возникающей на всех занятиях.
Не было равнодушных руководителей и преподавателей УСПО: Краевого
многопрофильного техникума, техникума промышленных и информационных технологий,
колледжа предпринимательства; Пермских радиотехнического, торгово-технологического
и машиностроительного колледжей, техникума отраслевых технологий; Соликамского
технологического колледжа, Березниковского
медицинского училища, Осинского и Пермского
профессионально- педагогических колледжей.
Особая
ценность этих курсов – кадровое обеспечение программы, участие лучших,
компетентных в этой области учёных и специалистов. Серьёзный, глубокий разговор
провела Марголина Т. И., к. пед. н., профессор ПГНИУ
(в то время ‑ уполномоченный по правам человека в Пермском крае). Её
лекция «Стандарты уважения человеческого достоинства и профилактика ксенофобии»
‑ погружение в реальную жизнь, совместный поиск выхода из рисков,
конфликтов и противоречий современной молодёжной среды.
Результаты
теоретических исследований, анализ реальной ситуации в крае, обобщение
некоторого опыта работы по проблемам «Молодёжные националистические общества», «Профилактика
экстремизма», «Межличностные конфликты и их преодоление» представили научные
сотрудники Пермского Научного Центра УрО РАН к. ист.н. Голева Т. Г. и Каменских
М. С., зам. директора Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной
помощи Митина О. А. При подведении итогов высоко были оценены инновационные
практики МАОУ СОШ № 25 и №
Какова
же степень удовлетворённости и какие основные выводы сделаны нами? С точки зрения
организации и содержания самих курсов – всё в порядке, но с учётом сложности
вопросов, их актуальности и рисков – всё весьма проблематично и остро. Особенно
тревожит расслоение коллектива студентов и обучающихся в профессиональных
образовательных организациях Оно нарастает, причём основания этого процесса
самые различные, порой непредсказуемые, но всегда нарушающие целостность
становления и развития личности, рождающие конфликты, правонарушения и
асоциальное поведение, снижающие мотивацию к обучению и профессиональной
деятельности, личностному и социальному самоопределению.
Многочисленные
встречи с руководителями УСПО, прежде всего заместителями директоров по
воспитательной работе, участие в работе жюри ряда конкурсов: воспитательных
систем, социально значимых проектов, методических и дидактических материалов и
др., вновь и вновь убеждают в необходимости изменений в целостной системе
профессионального образования. Нельзя не согласиться, что модернизация
образовательного процесса в учреждениях профессионального образования зачастую
не включает вопросы воспитания и социализации, они не входят в число
приоритетных; содержание, формы и технологии воспитательной работы, так же, как
и материальная база, обновляются медленно, не отвечают интересам современной молодёжи.
Организация
воспитательного процесса, как и образовательная среда ряда УСПО, не отвечают
таким критериям, как открытость, динамичность, ресурсообеспеченность,
нацеленность на конкретный, достижимый и измеряемый, результат. К сожалению,
значительная часть студентов не включена в социально значимую деятельность,
декларирует эгоизм и пессимизм, нравственно и психологически неустойчива,
ориентируется на сомнительные ценности, находится под влиянием экстремальных
сил и негативных сообществ, в т.ч. и из-за Интернет-зависимости
и неразвитости критического мышления. Но именно эта часть молодёжного
коллектива находится вне воспитательной системы УСПО.
Профессиональные
стандарты, принятые в РФ, включают вопросы личностного развития, духовно-нравственных
и гражданских основ поведения, патриотического воспитания и т.д., однако
системы достижения результатов, диагностики и мониторинга в этой сфере,
оценивания личностных качеств и перспектив жизненных установок выпускников в
должной мере не разработаны.
Представляем
несколько положений, связанных с реализацией ФЗ № 273 от 29.12.2012 г. «Об
образовании в РФ» и ключевого документа в сфере воспитания «Стратегия развития
воспитания в Российской Федерации до 2025 г» (14.05.2015 г.) в учреждениях
среднего профессионального образования.
• Среднее профессиональное образование
осуществляет подготовку по более чем 280 специальностей и является качественно
определённым уровнем системы, занимающим значительное место в удовлетворении
образовательных потребностей личности, общества, государства. В экономике и
социальной сфере России занято около 22 млн. человек со средним профессиональным
образованием, 62% численности специалистов. Трудно переоценить социальную
значимость и ответственность УСПО с учётом возрастания требований общества к
уровню культуры и компетентности личности, качеству и конкурентоспособности
человеческих ресурсов.
• Воспитание является неотъемлемой
самоценной частью целостного образовательного процесса, развивающейся на
основе: актуальности и технологичности; целе-, природо-, культуро- сообразности;
эффективности социального взаимодействия; гуманистической и духовно-
нравственной направленности; системно- деятельностного
подхода; интегративности и ресурсообеспеченности.
Именно в УСПО может быть разработана, апробирована и реализована специфическая,
эффективно функционирующая, нестандартная воспитательная система – вариативная
в зависимости от профиля учреждения, традиций и направленности.
• Воспитание в УСПО можно определить как
одну из приоритетных сфер формирования специалиста, отвечающего требованиям ХХ1
века, гражданина и патриота своей страны, готового к личностному, социальному и
профессиональному самоопределению и самореализации. Система профессионального
образования, связанная с ярко выраженной экономической функцией, более
оперативно реагирует на изменения в сфере воспитания: идеалы и приоритеты,
социальный образовательный заказ общества и государства. В то же время в УСПО,
зачастую решающем задачи не только профессионального, но и общего образования,
обучаются и воспитываются подростки старшего возраста, молодёжь, нуждающиеся в постоянном
непрерывном взаимодействии, в устойчивой воспитывающей и развивающей
образовательной среде, в самостоятельности, активном личностном поиске и коллективной
деятельности.
• Известно, что система – это
упорядоченная множественность. Воспитательная система УСПО – сложнейший
механизм, требующий методологического и теоретического основания; глубины
анализа ситуации, качества и результатов, рисков и затруднений; удержания и
развития лучших традиций и постоянного обновления содержания, форм и
технологий, обеспечивающих самоуправление, взаимодействие и сотрудничество всех
субъектов.
• Современная организация образовательного
процесса в УСПО может способствовать преодолению противоречий между:
-
личностно-развивающими
и практико-прикладными аспектами воспитания, ожидаемыми результатами,
характером требований и практикой их достижений;
-
возрастанием
роли воспитательной функции и недостаточной кадровой, научно-методической и материальной
обеспеченностью воспитательной системы;
-
ориентацией
на мероприятия, массовым, усреднённым подходом и необходимостью индивидуального,
личностно-ориентированного, «точечного» взаимодействия;
-
интеграцией
и дезинтеграцией учебной и внеучебной работы; общим, профессиональным
и дополнительным образованием; интересами личности и разнонаправленных
сообществ, многонационального и поликультурного коллектива;
-
обширностью
задач воспитания и недостаточностью использования ресурсов, в т. ч. в области
педагогики, психологии, социологии, права, молодёжной политики, дополнительного
образования, а также комплекса современных управленческих, организационных и
финансово-экономических механизмов.
Пермский
край имеет большой опыт функционирования и развития воспитательных систем
(достаточно назвать Пермский авиационный техникум имени Д.А. Швецова и Соликамское педагогическое училище имени
Раменского, в своё время абсолютных победителей Всероссийских конкурсов). На
наш взгляд, коллективам наших образовательных организаций профессионального
образования по силам справиться с острыми проблемами воспитаниям: объединяя
усилия и сосредоточиваясь на преодолении рисков, найти должный ответ вызовам
времени.