Копысова Элеонора Степановна

кандидат исторических наук, начальник отдела воспитания и социализации, ГАУ ДПО «Институт развития образования Пермского края»

 

Внимание – острые проблемы воспитания!

 

В апреле 2017 года Отдел воспитания и социализации ИРО ПК в соответствии с Государственным заданием по повышению квалификации и профессиональному развитию педагогов провёл уникальные курсы по программе «Формирование культуры межнационального общения в системе профессионального обучения, профилактика экстремизма».

В ходе этих курсов произошло существенное расширение тематики: дискуссии и обсуждение проблем вывели на анализ состояния воспитания и социализации обучающихся в УСПО, профилактики во всех направлениях жизни и деятельности молодёжной среды. Практически была сделана попытка оценить уровень соответствия качества и результативности воспитательного процесса, имеющего в этих учреждениях особую специфику, требованиям времени и потребностям всех субъектов профессионального образования, от обучающихся и педагогов до социума, работодателей, семьи.

Нельзя не отметить чрезвычайной актуальности обсуждаемых проблем, абсолютной активности всех участников, острейшей дискуссии, возникающей на всех занятиях. Не было равнодушных руководителей и преподавателей УСПО: Краевого многопрофильного техникума, техникума промышленных и информационных технологий, колледжа предпринимательства; Пермских радиотехнического, торгово-технологического и машиностроительного колледжей, техникума отраслевых технологий; Соликамского технологического колледжа, Березниковского медицинского училища, Осинского и Пермского профессионально- педагогических колледжей.

Особая ценность этих курсов – кадровое обеспечение программы, участие лучших, компетентных в этой области учёных и специалистов. Серьёзный, глубокий разговор провела Марголина Т. И., к. пед. н., профессор ПГНИУ (в то время ‑ уполномоченный по правам человека в Пермском крае). Её лекция «Стандарты уважения человеческого достоинства и профилактика ксенофобии» ‑ погружение в реальную жизнь, совместный поиск выхода из рисков, конфликтов и противоречий современной молодёжной среды.

Результаты теоретических исследований, анализ реальной ситуации в крае, обобщение некоторого опыта работы по проблемам «Молодёжные националистические общества», «Профилактика экстремизма», «Межличностные конфликты и их преодоление» представили научные сотрудники Пермского Научного Центра УрО РАН к. ист.н. Голева Т. Г. и Каменских М. С., зам. директора Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Митина О. А. При подведении итогов высоко были оценены инновационные практики МАОУ СОШ № 25 и № 1 г. Перми, в частности, представленные к. пед. н., учителем Чупиной О. В.

Какова же степень удовлетворённости и какие основные выводы сделаны нами? С точки зрения организации и содержания самих курсов – всё в порядке, но с учётом сложности вопросов, их актуальности и рисков – всё весьма проблематично и остро. Особенно тревожит расслоение коллектива студентов и обучающихся в профессиональных образовательных организациях Оно нарастает, причём основания этого процесса самые различные, порой непредсказуемые, но всегда нарушающие целостность становления и развития личности, рождающие конфликты, правонарушения и асоциальное поведение, снижающие мотивацию к обучению и профессиональной деятельности, личностному и социальному самоопределению.

Многочисленные встречи с руководителями УСПО, прежде всего заместителями директоров по воспитательной работе, участие в работе жюри ряда конкурсов: воспитательных систем, социально значимых проектов, методических и дидактических материалов и др., вновь и вновь убеждают в необходимости изменений в целостной системе профессионального образования. Нельзя не согласиться, что модернизация образовательного процесса в учреждениях профессионального образования зачастую не включает вопросы воспитания и социализации, они не входят в число приоритетных; содержание, формы и технологии воспитательной работы, так же, как и материальная база, обновляются медленно, не отвечают интересам современной молодёжи.

Организация воспитательного процесса, как и образовательная среда ряда УСПО, не отвечают таким критериям, как открытость, динамичность, ресурсообеспеченность, нацеленность на конкретный, достижимый и измеряемый, результат. К сожалению, значительная часть студентов не включена в социально значимую деятельность, декларирует эгоизм и пессимизм, нравственно и психологически неустойчива, ориентируется на сомнительные ценности, находится под влиянием экстремальных сил и негативных сообществ, в т.ч. и из-за Интернет-зависимости и неразвитости критического мышления. Но именно эта часть молодёжного коллектива находится вне воспитательной системы УСПО.

Профессиональные стандарты, принятые в РФ, включают вопросы личностного развития, духовно-нравственных и гражданских основ поведения, патриотического воспитания и т.д., однако системы достижения результатов, диагностики и мониторинга в этой сфере, оценивания личностных качеств и перспектив жизненных установок выпускников в должной мере не разработаны.

Представляем несколько положений, связанных с реализацией ФЗ № 273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в РФ» и ключевого документа в сфере воспитания «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 г» (14.05.2015 г.) в учреждениях среднего профессионального образования.

        Среднее профессиональное образование осуществляет подготовку по более чем 280 специальностей и является качественно определённым уровнем системы, занимающим значительное место в удовлетворении образовательных потребностей личности, общества, государства. В экономике и социальной сфере России занято около 22 млн. человек со средним профессиональным образованием, 62% численности специалистов. Трудно переоценить социальную значимость и ответственность УСПО с учётом возрастания требований общества к уровню культуры и компетентности личности, качеству и конкурентоспособности человеческих ресурсов.

        Воспитание является неотъемлемой самоценной частью целостного образовательного процесса, развивающейся на основе: актуальности и технологичности; целе-, природо-, культуро- сообразности; эффективности социального взаимодействия; гуманистической и духовно- нравственной направленности; системно- деятельностного подхода; интегративности и ресурсообеспеченности. Именно в УСПО может быть разработана, апробирована и реализована специфическая, эффективно функционирующая, нестандартная воспитательная система – вариативная в зависимости от профиля учреждения, традиций и направленности.

        Воспитание в УСПО можно определить как одну из приоритетных сфер формирования специалиста, отвечающего требованиям ХХ1 века, гражданина и патриота своей страны, готового к личностному, социальному и профессиональному самоопределению и самореализации. Система профессионального образования, связанная с ярко выраженной экономической функцией, более оперативно реагирует на изменения в сфере воспитания: идеалы и приоритеты, социальный образовательный заказ общества и государства. В то же время в УСПО, зачастую решающем задачи не только профессионального, но и общего образования, обучаются и воспитываются подростки старшего возраста, молодёжь, нуждающиеся в постоянном непрерывном взаимодействии, в устойчивой воспитывающей и развивающей образовательной среде, в самостоятельности, активном личностном поиске и коллективной деятельности.

        Известно, что система – это упорядоченная множественность. Воспитательная система УСПО – сложнейший механизм, требующий методологического и теоретического основания; глубины анализа ситуации, качества и результатов, рисков и затруднений; удержания и развития лучших традиций и постоянного обновления содержания, форм и технологий, обеспечивающих самоуправление, взаимодействие и сотрудничество всех субъектов.

        Современная организация образовательного процесса в УСПО может способствовать преодолению противоречий между:

-                  личностно-развивающими и практико-прикладными аспектами воспитания, ожидаемыми результатами, характером требований и практикой их достижений;

-                  возрастанием роли воспитательной функции и недостаточной кадровой, научно-методической и материальной обеспеченностью воспитательной системы;

-                  ориентацией на мероприятия, массовым, усреднённым подходом и необходимостью индивидуального, личностно-ориентированного, «точечного» взаимодействия;

-                  интеграцией и дезинтеграцией учебной и внеучебной работы; общим, профессиональным и дополнительным образованием; интересами личности и разнонаправленных сообществ, многонационального и поликультурного коллектива;

-                  обширностью задач воспитания и недостаточностью использования ресурсов, в т. ч. в области педагогики, психологии, социологии, права, молодёжной политики, дополнительного образования, а также комплекса современных управленческих, организационных и финансово-экономических механизмов.

Пермский край имеет большой опыт функционирования и развития воспитательных систем (достаточно назвать Пермский авиационный техникум имени Д.А. Швецова и Соликамское педагогическое училище имени Раменского, в своё время абсолютных победителей Всероссийских конкурсов). На наш взгляд, коллективам наших образовательных организаций профессионального образования по силам справиться с острыми проблемами воспитаниям: объединяя усилия и сосредоточиваясь на преодолении рисков, найти должный ответ вызовам времени.