|
Голева Татьяна Геннадьевна |
кандидат
исторических наук, ведущий научный сотрудник, ГАУ ДПО «Институт развития
образования Пермского края» |
Воспитательная роль олимпиад и конкурсов для
детей по этнокультурному образованию
Олимпиады
и конкурсы для обучающихся в современной системе образования Пермского края
занимают прочное и довольно значимое место. Среди них в последние годы стали
регулярными мероприятия по этнокультурной тематике. Уровень их проведения
бывает разным: от школьного до регионального. Большинство данных мероприятий
имеют соревновательный характер, так как по их итогам определяются наиболее
успешные на данный момент в той или иной предметной области обучающиеся.
Очевидно, что основным значением олимпиад и конкурсов является выявление и
поддержка одаренных детей, а также развитие, прежде всего, их интеллектуальных
и творческих способностей. В рамках данной статьи хотелось бы обратиться к
другому вопросу – на примере подобных мероприятий по этнокультурной тематике
раскрыть их воспитательную и социализирующую роль.
Самые
крупные мероприятия для школьников по этнокультурной тематике в Пермском крае
обычно имеют краевой уровень проведения. Среди них конкурсы исследовательских
работ с секциями по этнографии или культурологии, конкурсы творческих работ
(например, экскурсия по выставке одного предмета, сочинения, рисунки), которые
также могут быть посвящены темам этнокультурного наследия.
В
Пермском крае как на муниципальных (отдельными районами), так и на краевом
уровне проводятся олимпиады по краеведению. Кроме этого, регулярно в последние
годы при финансовой поддержке Министерства образования и науки Пермского края
проходит олимпиада по родному языку, истории и культуре народов Пермского края.
Все данные олимпиады можно назвать уникальными конкурсами. Как и остальные
подобные мероприятия, они призваны выявить задатки и способности детей. Вместе
с тем, специфичность им придает содержание, ведь каждый регион имеет свои
природные, исторические и культурные особенности, которые учитываются при составлении
олимпиадных заданий.
Краевая
олимпиада по родному языку, культуре и истории Пермского края для детей,
обучающихся в образовательных организациях с этнокультурным компонентом и
национально-культурных организациях, приглашает к участию обучающихся 6-11
классов. В течение последних лет олимпиадные задания предназначаются
школьникам, которые изучают в образовательных организациях коми-пермяцкий,
коми-язьвинский и татарский языки. В 2017 году,
кроме этого, для всех остальных учащихся, не изучающих названные языки, были
предложены свои задания (см. Приложение). Основные задачи олимпиады: выявление
талантливых обучающихся; формирование у учащихся устойчивого интереса к
изучению родного языка, культуры и истории Пермского края; активизация
образовательных организаций по развитию этнокультурного содержания образования;
развитие доброжелательной полиэтнической среды, диалога языков и культур в
образовательном пространстве края.
Олимпиада
обычно проходит в два этапа: дистанционный и очный. На дистанционном этапе
учащиеся на базе своих образовательных организаций в назначенный день под
присмотром учителя проходят тест на Едином портале электронных кабинетов (http://skola59.ru/). По итогам дистанционного этапа
определяются ученики, которые набрали наибольшее количество баллов, они
проходят на очный этап. Избранная форма проведения дистанционного этапа
позволяет прилечь к олимпиаде большее число школьников. Даже не уверенные в
своих силах дети могут зарегистрироваться на портале и проверить свои знания.
Время прохождения теста в дистанционной форме не ограничивается, учащийся может
подумать и вернуться к сложному для него заданию позже. Дистанционная форма, на
наш взгляд, не дает поводов для эмоционального напряжения, так как учащиеся
проходят данный этап в привычной для них обстановке. Недостатками данной формы
являются: отсутствие контроля со стороны организаторов за самостоятельностью
решения олимпиадных задач учащимися и ограниченность формы подачи заданий.
Число участников дистанционного этапа олимпиады в последние четыре года
остается относительно стабильным (См.: Таблица 1).
Таблица 1
Число участников
дистанционного этапа олимпиады по родному языку истории и культуре Пермского
края в 2014-2017 гг.
Группы по
родному языку |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
Коми-пермяцкий
язык (кол-во учащихся) |
65 |
76 |
80 |
82 |
Коми-язьвинский язык (кол-во учащихся) |
35 |
28 |
32 |
32 |
Татарский язык
(кол-во учащихся) |
132 |
135 |
158 |
164 |
Всего |
232 |
239 |
270 |
278 |
Число
участников очного этапа олимпиады в силу возможностей размещения и
финансирования ограничивается, но при этом составляет не менее 50 человек.
Очный этап помимо собственно решения олимпиадных заданий включает
развлекательные и познавательные мероприятия. В их числе экскурсии по городу
или в музее, лекции, командные конкурсы, игры, дискотеки. Все эти формы
привносят в серьезное мероприятие праздничную атмосферу и позволяют выстроить
диалог между детьми. Таким образом, на олимпиаде ребята имеют возможность не
только показать свои предметные знания, но и узнать новые факты о Пермском
крае, проявить свои творческие способности, развивать коммуникативные навыки и
социальны нормы. В финале олимпиады победители и призеры получают ценные призы,
остальные участники – поощрительные подарки. В 2016-2017 годах в качестве
призов были вручены изделия декоративно-прикладного творчества народов России,
среди которых берестяные вазочки, шкатулки, предметы с жостовской,
гжельской росписью и др. Набор призов и подарков развивает тему наследия
народов России, обращает внимание учащихся на традиционные промыслы и эстетику
народного творчества.
Победители
и призеры краевой олимпиады, изучающие родной татарский язык, имеют возможность
принять участие в межрегиональной и международной олимпиаде по татарскому языку
и литературе, которая ежегодно проходит в г. Казани [1].
Если
говорить об интеллектуальных и творческих соревнованиях в целом, то все они
способствуют развитию комплекса учебных и социальных навыков. Во-первых, они
стимулируют учащихся к самообразованию, совершенствованию своих знаний во время
подготовки к олимпиаде и в ситуациях затруднения при решении интересных задач.
Во-вторых, они развивают такие качества, как целеустремленность,
внимательность, нестандартность мышления. В-третьих, они позволяют учащимся
стать увереннее в своих силах, определить свои профессиональные интересы и
возможности.
Конкурсы
и олимпиады по этнокультурной тематике, кроме перечисленных потенциалов, имеют
дополнительное огромное значение для личностного развития учащихся. В
современном обществе отношение к изучению родного (не русского) языка остается
нестабильным, некоторые родители ошибочно считают его дополнительной учебной
нагрузкой для детей, которая мало способствует их социализации. Конкурсные
мероприятия позволяют учащимся самим понять важность знания родного языка. Они
демонстрируют примеры любви и уважения к родному и другим языкам, мотивируют
детей к получению более глубоких знаний о родном языке и культуре народа.
Этнокультурная и краеведческая тематика олимпиад и конкурсов способствует
формированию осознанного восприятия своей этнической принадлежности,
доброжелательности ко всем народам, ценностного отношения к своей малой родине.
Учащиеся получают новые знания о своем крае, таким образом их картина мира
становится более целостной. Одним из результатов общения со сверстниками из
разных населенных пунктов и районов края может стать с одной стороны осознание
их единства и региональной общности, с другой стороны понимание и принятие
культурного разнообразия народных традиций.
В
заключении необходимо отметить, что воспитательная и социализирующая роль
олимпиад и конкурсов связана с правильно подобранными заданиями, которые
вызывают интерес и позволяют раскрыть способности детей, с общей атмосферой
доброжелательности и любви к знаниям, с позитивными примерами развития и
применения научных изысканий и творческих проектов. Подобные интеллектуальные и
творческие соревнования требуют от организаторов мобильности, творческих
поисков и экспериментов в формах организации мероприятий и в составлении задач
и заданий для учащихся.
Источники и
литература
1.
V Международная олимпиада по татарскому языку и
литературе [электронный ресурс]. 2017. Режим доступа: http://iro.perm.ru/information_news_etno.html?id=330