|
Шурмина Ирина Юрьевна |
научный
сотрудник, ГАУ ДПО «Институт развития образования Пермского края» |
|
|
Митина Екатерина Сергеевна |
заместитель
директора по учебно-методической работе, ГУ ДО «Пермский краевой центр
«Муравейник» |
Решение
задачи предоставления услуг дополнительного образования детям, проживающим в
сельских территориях: мобильное дополнительное образование
В качестве вступления необходимо определить, что именно
в Пермском крае называется мобильным дополнительным образованием. В данном
случае говоря о мобильном дополнительном образовании, подразумевается
мобильность педагога, его способность и возможность реально перемещаться в
отдаленные сельские населенные пункты для реализации дополнительной
образовательной программы для детей или ее очных модулей. Данное уточнение
необходимо в связи с тем, что в литературе используется понятие «мобильное
обучение», под которым понимается «электронное обучение с помощью мобильных
устройств, не ограниченное местоположением или изменением местоположения
учащегося» [1], то есть обучение с помощью мобильных устройств в любое удобное
время и в любом месте с использованием специального программного обеспечения.
Практика мобильного дополнительного
образования в Пермском крае развивалась в двух направлениях:
Первое – мобильное предоставление услуг
дополнительного образования на территории одного муниципального образования.
Имеющееся на территории муниципального района учреждение дополнительного
образования организует свою деятельность в сельских населенных пунктах.
Педагоги, реализующие интересные, уникальные программы для детей, приезжают в
сельские школы, клубы, на базе которых организуются занятия. Если педагоги
используют транспорт образовательной организации то, как правило, они приезжают
группой 3-4 педагога, чтобы предоставить детям возможность выбора программы в
соответствии с интересом. Необходимое оборудование и материалы для реализации
программы могут путешествовать вместе с педагогом, например, робототехнические
конструкторы, а могут находиться на площадке реализации программы, в
особенности, если программа реализуется в течение всего года.
Второе – мобильное предоставление услуг
дополнительного образования на территории другого муниципального образования,
или нескольких муниципалитетов. Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования «Детско-юношеский центр «Рифей» г. Перми и
муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования
детей «Центр дополнительного образования детей» Кунгурского муниципального
района (далее – ЦДОД) при поддержке Министерства образования и науки Пермского
края в 2015–2016 учебном году реализовали проект «Мобильное дополнительное
образование». Цель реализованного проекта - использование возможностей
мобильного дополнительного образования для системного внедрения инновационных
технологий и предъявления нового качества дополнительного образования. Педагоги
ДЮЦ «Рифей» г. Перми и ЦДОД совместно разработали модульные дополнительные
общеобразовательные программы, с очными и дистанционными формами обучения.
Очный модуль программ реализовывался педагогами обоих учреждений. Для
проведения занятий педагоги ДЮЦ «Рифей» г. Перми выезжали автобусом (10-15
педагогов) в пос. Комсомольский, дети из 5 сельских школ доставлялись в
поселок школьными автобусами. Педагоги ЦДОД выезжали для проведения занятий в
сельские школы Кунгурского района. Дистанционные модули проводились педагогами
ДЮЦ «Рифей» г. Перми on-line (занятия с детьми, мастер-классы), педагоги сельских
школ в этом случае били помощниками.
В 2017 году в рамках мероприятия 3.2.
«Формирование современных управленческих и организационно-экономических
механизмов в системе дополнительного образования детей» Федеральной целевой
программы развития образования на 2016-2020 годы в Пермском крае были
реализованы три крупных мероприятия в поддержку мобильного дополнительного
образования: акция «Умный автобус»; краевой конкурс проектов «Мобильное
дополнительное образование» (далее – Конкурс) и разработка дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих модульных программ естественнонаучной и
туристско-краеведческой направленности. Мероприятия были реализованы с целью
создания условий для обеспечения доступности дополнительного образования детей,
поиска и реализации вариативных форм организации дополнительного образования в
сельской местности; выявления, обобщения и распространения эффективного и
инновационного педагогического опыта. Далее представлены проекты – победители
конкурса «Мобильное дополнительное образование» и результаты их реализации,
опыт проведения акции «Умный автобус» и дополнительные общеобразовательные
общеразвивающие модульные программы естественнонаучной и
туристско-краеведческой направленности.
Проекты краевого конкурса «Мобильное
дополнительное образование» оценивались по следующим критериям: актуальность
данного проекта для территории его реализации; инновационность форм,
содержания, организации дополнительных общеобразовательных программ,
реализуемых в рамках проекта; реалистичность проекта в плане реализации и в
плане охвата детей; реалистичность результатов проекта, их соответствие цели
увеличения охвата детей сельских населенных пунктов дополнительным
образованием.
В Конкурсе I
и II место заняли следующие образовательные учреждения:
МАУ ДО «Детско-юношеский центр «Рифей» г. Перми, МАУ ДО «Центр дополнительного
образования детей» п. Комсомольский, МБУ ДО «Дом
детского творчества» пос. Куеда, МАУ ДО «Детско-юношеский центр
«Импульс» Пермского муниципального района, МАУ ДО «Центр детского (юношеского)
технического творчества «ЮТЕКС» г. Чайковский, МАУ ДО «Чердынский центр
дополнительного образования», МБУ ДО «Дом детского творчества» Карагайского
муниципального района.
Проект ДЮЦ «Рифей» г. Перми ориентирован
на формирование педагогических команд единомышленников для реализации общей
образовательной стратегии, приводящей к системным изменениям структуры,
содержания и дидактического обеспечения дополнительного образования. Проект
предполагает использование спектра вариативных форм мобильного дополнительного
образования: проведение модульных дополнительных общеобразовательных программ,
15 разнонаправленных краткосрочных программ, мастер-классов для педагогов и
школьников, двухмесячный дистанционный курс по дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе «Ракетокосмическое
моделирование», поселковые мероприятия по запуску смоделированных ракет.
Проект ЦДОД пос. Комсомольский
включал в себя несколько направлений работы:
1) направление
«Педагогическая лаборатория» ‑ деятельность педагогических коллективов по
апробации механизмов реализации инновационной модели дополнительного
образования в сельской местности;
2) направление
«Мобильный педагог» ‑ образовательная деятельность педагогов
дополнительного образования в сельских школах и клубах;
3) направление
«Педагогический десант» ‑ одновременный выезд нескольких педагогов
дополнительного образования в одно сельское поселение с целью реализации
дополнительных общеразвивающих программ;
4) направление
«Очно-заочные школы» ‑ деятельность краеведческой школы «Истоки» и школы
естественных наук «Растениевод-исследователь», обучение в школах проходит в
очно-заочной форме в течение всего года, в том числе с использованием
дистанционных образовательных технологий, в каникулярное время реализуется
очный модуль обучения;
5) направление
«Территория детства: содержательный досуг» ‑ включает организация
содержательного досуга сельских школьников, исходя из запросов детей и
родителей;
6) направление
«Модульные творческие площадки «Дополнительное образование: пространство
возможностей» ‑ проведение мероприятий по обмену опытом между
педагогическими коллективами ЦДОД и ДЮЦ «Рифей» г. Перми.
Проект ДДТ пос. Куеда
направлен на создание модели
дистанционного взаимодействия образовательных организаций района в целях
формирования социально-педагогической развивающей среды и ее апробацию в рамках
реализации дополнительной
общеобразовательной программы «Окно в кино» во всех школах муниципального
района.
ДДТ пос. Куеда с 2009 года реализуются программы
дистанционного обучения по художественной и технической направленности, с 2016
года ‑ дополнительная общеобразовательная программа технической
направленности «Окно в кино», которая учит детей создавать мультфильмы, и видео
ролики. За годы работы в дистанционном режиме выявлен ряд положительных
тенденций к улучшению качества, увеличению охвата обучающихся и повышению
результативности освоения программ. При этом необходимо учитывать, что
дистанционные занятия должны чередоваться с очными занятиями для поддержки
интереса детей, а проведение первого занятия в очном режиме обеспечит более
полное погружение в программу, позволит обучающимся познакомиться с педагогом,
увидеть перспективу применения полученных знаний. Очный формат необходим и при
организации конкурсных мероприятий, где каждый ребенок может лично защитить
свою позицию, обосновать художественное решение и полноформатно представить
свой продукт. Кроме того, организация дистанционных занятий по дополнительным
общеобразовательным программам технической направленности ограничивает круг
участников из-за отсутствия необходимого оборудования во многих школах района.
Реализованный ДДТ пос. Куеда проект решил эту проблему и дал возможность
всем желающим детям обучаться по программе «Окно в кино».
Целью проекта ЦД(Ю)ТТ «Ютекс» также
являлось создание условий для реализации дополнительных общеобразовательных
программ технической направленности в селе Фоки Чайковского муниципального
района. В селе реализованы 2 дополнительные образовательные программы, в рамках
которых дети учились конструированию и программированию роботов на основе
конструкторов LEGO, NXT, EVA3, Wedo, Перворобот,
Технолаб.
Проект ДЮЦ «Импульс» «Медиаконвертер в
техносферу» направлен на создание
условий для презентации в отдаленных территориях Пермского района спектра
возможностей муниципальной системы дополнительного образования, апробацию
модели муниципальных очно-заочных школ, популяризацию проектов и программ
технической, естественнонаучной направленностей с помощью современных
медиатехнологий, медиаобразования, руководствуясь принципом «дети – детям».
Ключевая идея проекта отражена в его названии. Понятие «медиаконвертер»
трактуется в открытых источниках как «преобразователь среды», «устройство,
позволяющее передавать данные из одной среды в другую», «механизм, позволяющий
связать между собой удаленные объекты».
Проекты победителей Конкурса отличались
вариативностью предлагаемых к реализации программ, интересным их содержанием,
что обеспечило большой охват детей сельских населенных пунктов дополнительным
образованием в соответствии с их интересами.
В результате реализации проектов –
победителей конкурса услугами дополнительного образования было охвачено 2058
детей сельских населенных пунктов, дети занимались по 82 различным
дополнительным общеобразовательным программам, в проектах участвовало 35
различных образовательных организаций.
В октябре – ноябре
2017 года Пермский край успешно реализовал проект «Доступное дополнительное
образование для детей сельских территорий «Умный автобус». Проведены выездные
занятия и мероприятия для детей сельских территорий педагогами краевых
учреждений дополнительного образования с использованием современного
оборудования.
Выбор территорий
для реализации проекта был обусловлен отдаленностью от регионального центра –
города Перми, общей социально-экономической ситуацией в муниципалитете и
состоянием дополнительного образования в районе. Проект реализовывался в 6
муниципальных территориях: Ильинском, Гремячинском, Соликамском, Юсьвинском,
Юрлинском районах и городском округе Губаха.
В ходе проекта
было разработано 22 краткосрочные дополнительные общеобразовательные
общеразвивающие программы по всем шести направленностям. В технической
направленности было разработано несколько программ. Например, дополнительная
образовательная программа «Изготовление простейшей модели самолета» для младших
школьников, которая предусматривает знакомство обучающихся с теорией полета,
отработку основных технологических приемов изготовления модели, обучение
практическим навыкам работы с инструментом, регулировки и запуска моделей,
участия в соревнованиях на дальность и время полета простейших моделей
самолетов. Программа «3D моделирование» познакомила детей с работой на 3D
принтере. Естественнонаучное направление в акции «Умный автобус» было
представлено следующими программами:
-
программа
«Необычное в обычном или химия в быту», практическая лабораторная работа детей
в программе связана с веществами, которые ежедневно используются в быту;
-
программа
«Экопроект – от мечты к воплощению» вводила детей в область проектирования,
позволяя увидеть проблемы экологического характера своей территории и найти
пути их решения;
-
программа
«Нескучная математика» позволила детям увидеть предмет математику с
увлекательной стороны.
Туристско-краеведческая
деятельность вызывала неподдельный интерес у обучающихся: романтика дорог,
песни у костра и путешествия всегда привлекательны. Педагоги, реализующие
программы туристско-краеведческой направленности в рамках акции «Умный автобус»
являются инструкторами детско-юношеского туризма, поэтому постарались преподать
детям самые необходимые знания в области туризма и краеведения: как правильно
поставить палатку, разжечь костер, какие навыки пригодятся при выживании в природной
среде, как правильно оказать первую помощь пострадавшему и многое другое. А
наиболее подготовленные в физическом плане дети погрузились в мир спортивного
туризма – поработали с веревками, туристскими системами и специальным
туристским снаряжением, преодолевая различные этапы спортивной туристской
дистанции.
Социально-педагогическое
направление представлено программами «Мультмедийная журналистика» и «Про меня
и…». Эти программы разработаны для старшеклассников. Погружаясь в различные
социальные роли, дети лучше понимали друг друга, научились видеть свои проблемы
и учились решать их как самостоятельно, так и в сотрудничестве.
Художественное
направление было представлено программами по дизайну, театральному искусству,
живописи, созданию видеороликов. Уникальная программа создания видеороликов
«Видеодорожка», которая позволила детям сформировать как технические навыки
работы с кинооборудованием и компьютерными программами видеомонтажа, так и
развить интеллектуально-творческие способности в процессе работы над созданием
фильмов. Дети побывали в роли сценариста, актёра, режиссера, оператора,
монтажера. Результатом реализации данной программы стал видеоролик, отражающий
содержание акции «Умный автобус» в каждой территории, который впоследствии был
размещен в группе в контакте каждой школы, где побывал «Умный автобус».
В реализации акции
«Умный автобус» приняли участие 30 педагогов. Общее количество детей –
участников проекта более тысячи человек, более сотни педагогов получили
возможность посетить занятия с целью обмена опытом. По окончании реализации
программ в каждой территории проведены круглые столы по анализу проведенной
акции.
Проект «Умный
автобус» дал возможность детям сельских территорий поработать на современном техническом
оборудовании, со специальным снаряжением, пообщаться с лучшими педагогами
краевых учреждений, а педагогам муниципалитетов помог завести связи и контакты
в целях дальнейшего сотрудничества.
Дополнительные общеобразовательные
общеразвивающие модульные программы естественнонаучной и
туристско-краеведческой направленности разрабатывались ЧУДО «Пермский краевой
центр «Содружество» и специалистами отделения дополнительного образования
Пермского агропромышленного техникума «Экологический центр» по заказу ГАУ ДПО
«ИРО ПК» (Приложение 1 и 2).
В перспективах следующего учебного года
Региональный модельный центр дополнительного образования детей Пермского края
(далее – РМЦ ПК) совместно с Пермским краевым центром «Муравейник» в целях
увеличения охвата детей сельских населенных пунктов дополнительным
образованием, роста вариативности и качества дополнительных общеразвивающих
программ планируют:
-
продолжить
проект «Доступное дополнительное образование для детей сельских территорий,
акция «Умный автобус»;
-
апробировать
разработанные модульные дополнительные общеобразовательные общеразвивающие
программы естественнонаучной и туристско-краеведческой направленности, реализуя
их в муниципальных образованиях Пермского края с использованием сертификата
дополнительного образования;
-
выстроить
работу муниципальных опорных центров дополнительного образования, ресурсных
центров развития технического творчества детей с детьми сельских территорий по
привлечению их к участию в краевых образовательных мероприятиях для детей и
молодежи.
ГАУ ДПО «ИРО ПК» в лице РМЦ ПК готов
оказывать научно-методическую, организационную, информационную помощь и
поддержку начинаниям, проектам, замыслам муниципалитетов и образовательных
организаций, нацеленным на создание условий для обучения современным
компетенциям, формирование организационных механизмов «социального лифта»,
профессиональное самоопределение детей сельских территорий.
Модульная дополнительная общеразвивающая
программа туристско-краеведческой направленности.
Иванова
Эмма Ивановна, директор ЧУДО Пермский краевой центр «Содружество»
Аннотация: В 2017 году в
рамках мероприятия 3.2. «Формирование современных управленческих и
организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования
детей» Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы в
Пермском крае была разработана дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
модульная программа естественнонаучной направленности (далее – Программа) в
поддержку мобильного дополнительного образования для детей сельских населенных
пунктов. Программа естественнонаучной направленности разработана специалистами
отделения дополнительного образования Пермского агропромышленного техникума
«Экологический центр». Данная Программа может быть интересна муниципальным
опорным центрам дополнительного образования тех муниципалитетов, которые в
2018-2019 учебном году намереваются перейти или уже осуществляют
персонифицированное финансирование услуги дополнительного образования,
используя сертификат. Поставщики модулей Програмы могут быть включены в реестры
поставщиков услуг дополнительного образования в соответствии с
нормативно-правовыми актами муниципального образования, если интересы
заказчиков услуги, поставщиков и потребителей совпадут. Кроме того, Программа
может реализовываться муниципальными учреждениями дополнительного образования,
если учреждения обладают обозначенными в Программе ресурсами и условиями ее
реализации. Реализация Программы приведет к росту доступности дополнительного
образования в сельской местности, вариативности форм организации
дополнительного образования, распространению лучшего педагогического опыта.
Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая модульная программа естественнонаучной
направленности «Развитие предпринимательской
деятельности детей и молодёжи в сфере сельского и лесного хозяйства».
Пронина Нонна Алексеевна, заведующая отделением
дополнительного образования «Экологический центр» ГБПОУ «Пермский
агро-промышленный колледж»
Аннотация: В 2017 году в
рамках мероприятия 3.2. «Формирование современных управленческих и
организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования
детей» Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы в
Пермском крае была разработана дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
модульная программа туристско-краеведческой направленности (далее – Программа) в
поддержку мобильного дополнительного образования для детей сельских населенных
пунктов. Программа туристско-краеведческой направленности разработана ЧУДО
«Пермский краевой центр «Содружество». Данная Программа может быть интересна
муниципальным опорным центрам дополнительного образования тех муниципалитетов,
которые в 2018-2019 учебном году намереваются перейти или уже осуществляют
персонифицированное финансирование услуги дополнительного образования,
используя сертификат. Поставщики модулей Программы могут быть включены в
реестры поставщиков услуг дополнительного образования в соответствии с
нормативно-правовыми актами муниципального образования, если интересы
заказчиков услуги, поставщиков и потребителей совпадут. Кроме того, Программа
может реализовываться муниципальными учреждениями дополнительного образования,
если учреждения обладают обозначенными в Программе ресурсами и условиями ее
реализации. Реализация Программы приведет к росту доступности дополнительного
образования в сельской местности, вариативности форм организации
дополнительного образования, распространению лучшего педагогического опыта.
Список источников
и литературы
ГОСТ
Р52653–2006 Информационно-коммуникационные технологии в образовании.