Проблема организации
межконфессионального диалога
в процессе освоения
комплексного учебного курса
«Основы религиозных
культур и светской этики»
в общеобразовательных
учреждениях Пермского края
|
Семенцова Ольга Александровна кандидат пед.наук; доцент; ведущий научный сотрудник отдела сопровождения ФГОС ИРО ПК |
В настоящее время в современной российской
школе ведутся поиски, чем наполнить содержание духовно-нравственного воспитания
школьников. Одним из актуальных направлений в этом аспекте является разработка
содержания воспитания на основе нравственных ценностей традиционных российских
религий, которое, при своей правильной организации, способно внести
существенный вклад в воспитание гражданского самосознания учащихся и
одновременно обогащать гражданское воспитание бесценным духовно-нравственным опытом
народов России. Курс
ОРКСЭ – это «заплыв против течения» в деле духовно-нравственного просвещения
подрастающих поколений, так как по телевидению ежедневно пропагандируется
насилие, культивируется и насаждается культ денег, наживы и излишнего, не
нужного человеку благосостояния, хотя даже минимального благосостояния
большинству населения страны достичь очень трудно.
За
последние 10-12 лет произошло то, что уже трудно
исправить. Кроме разделения общества по имущественному признаку, произошло
явное разделение по признаку как этническому, так и религиозному. Большинство родителей в той или иной мере ощущают
недостаток живого общения с детьми. Именно поэтому появился курс ОРКСЭ,
который является средством формирования у школьников и их родителей
поликультурной компетентности, включающий в себя принятие человеком культурного
и религиозного разнообразия мира, доброжелательного отношения к любой
религиозной культуре и её носителям.
По
данным Центра социологического мониторинга при Департаменте внутренней политики
администрации губернатора Пермского края, религиозную ситуацию в регионе можно
считать достаточно стабильной. Охарактеризуем важнейшие особенности
межконфессиональной ситуации в Пермском крае, учет которой позволит более
эффективно организовать диалог между разными субъектами образовательного
процесса, относящимися к разным конфессиям,
и более успешно изучать религиозные культуры, традиционно присущие российской
государственности [1].
Пермский
край является типичным русскоязычным регионом Российской Федерации. За минувшие
два десятилетия картина религиозности в регионе менялась весьма быстротечно - как
в количественном, так и в качественном отношении. Так, количественный уровень
граждан, относящих себя к определенным религиозным верованиям, за это время
возрос в несколько раз, и к настоящему моменту он превысил 80% от общей
численности населения края [2]. По данным социологического мониторинга в конце 2011
года, около 10% жителей края считают себя глубоко верующими. Именно они
образуют наиболее устойчивую основу различных религиозных объединений Пермского
края. 2/3 респондентов составили граждане, верующие в Бога по привычке, по
традиции. Около 9% опрошенных испытывают колебания
между религиозной верой и неверием. Шесть процентов опрошенных безразличны как
к религии, так и к атеизму. И лишь немногим более 7% жителей края считают себя
неверующими в Бога. Громадное большинство верующих граждан Прикамья
(более 95%) выражают полное удовлетворение возможностью свободного обеспечения
своих религиозных потребностей [1].
Резкий
прирост конфессий произошёл в нашем регионе за
последние десятилетия. Если к концу 80-х годов минувшего века в Пермском крае
насчитывалось лишь около 10 вероисповеданий, то к настоящему времени здесь
зарегистрировано 20 конфессий. А с учётом деноминаций
(внутриконфессиональных течений) их численность
приблизилась к трём десяткам. Вероисповедная приверженность религиозных граждан
нашего края довольно чётко соотносится с их национальной принадлежностью.
Разумеется, подавляющее большинство (91,2%) в составе религиозного населения Пермского
края составляют приверженцы традиционной, наиболее многочисленной и
авторитетной в стране православной
религии. Учтём также, что в регионе (как и повсеместно в Российской
Федерации) с православием себя теперь идентифицирует и заметная часть
нерелигиозных русскоязычных граждан, демонстрируя свою приверженность к
исторически-традиционной (православной) культуре России и края. Возобновлено
сотрудничество Пермской епархии РПЦ с Межконфессиональным консультативным
комитетом традиционных религий Прикамья [1].
На
втором месте в составе религиозного населения нашего края (5,1%) числятся
приверженцы традиционного ислама.
Аналогичным образом, заметная часть нерелигиозных граждан татарской и
башкирской национальностей в нашем крае относят себя к приверженцам
мусульманской культуры. Удельный вес мусульман в крае составляет приблизительно
6,5% всего населения. Количество зарегистрированных мусульманских организаций в
нашем крае составляет чуть более 100. До 1917 года в регионе также было 100
исламских объединений. Но вследствие антирелигиозных репрессий в СССР к 1940-му
году ни одного из объединений мусульман не осталось.
Благодаря реальному обеспечению в современной России свободы вероисповеданий к
настоящему времени количество местных мусульманских организаций подошло к
исторической границе их численности [2].
Следует
остановиться и ещё на одной проблеме. К сожалению, формирование религиозной
ситуации в России происходит без достаточно организующей роли государства.
Обращение конкретного человека к религии обычно оценивается окружающими с
учётом этно-конфессионального и культурного
контекста, в котором этнический русский должен быть православным, татарин или
башкир - мусульманином, поляк - католиком, немец - лютеранином и т. д. Такие
архетипы глубоко укоренены в столетиях русской истории. Они не преодолены и
сейчас, а потому порождают определённые трудности в государственно-религиозных
отношениях, в том числе, в контакте власти с новыми религиями [2]. В этой связи
у учителей возникли совершенно объективные трудности в преподавании нового
комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», который начал преподаваться в 4 классах начальных школ с 1
сентября 2012 года по всей России.
В качестве
методической и научной поддержки учителей с 6 февраля по 30 марта 2013 года
прошли курсы повышения квалификации по общей программе Академии повышения
квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (ФГАОУ
АПК и ППРО, г. Москва) по теме «Совершенствование профессиональных
компетенций специалистов, внедряющих в общеобразовательных учреждениях
комплексный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (144 ч.). На курсах в
общей сложности обучилось 1133 слушателя
из 32 субъектов Российской Федерации. Группы слушателей были сформированы
на основе отбора, осуществленного органами управления
образования субъектов Российской Федерации и согласованы с Минобрнауки России [3].
Целью проведения курсов в очно-заочной форме было создание наиболее благоприятных
условий для повышения квалификации с оптимальным использованием всего
многообразия кадровых, финансовых, временных, материальных, информационных,
методических и прочих ресурсов. Нормативный срок освоения программы – 144 часа:
72 часа – заочного обучения, 72 часа – очного обучения [3].
Выделение заочного (дистанционного) этапа обучения
призвано помочь педагогу в решении важных для него профессиональных проблем в
наиболее удобной и комфортной для него форме, содействие пониманию слушателями
курсов ПК теоретико-методологических основ курса «Основы религиозных культур и
светской этики», оказывающих непосредственное влияние на особенности его
содержания, назначение и функции в образовательной области «Духовно-нравственная
культура народов России» через организацию практической работы [3].
Заочное
(дистанционное) обучение проходило в системе Moodle на
сайте ДО ОРКСЭ с 6 февраля по 6 марта 2013 года. Материалы размещались в виде
лекций, видеоматериалов, учебных заданий, тестов. Занятия проводили сами авторы
учебников и учебных пособий по курсу ОРКСЭ, члены методического объединения,
утвержденного Межведомственным координационным советом по реализации плана
мероприятий по введению комплексного учебного курса для общеобразовательных
учреждений «Основы религиозных культур и светской этики». Обучение было
спланировано таким образом, что работа с каждой следующей темой возможна только
после изучения материала и выполнения заданий предыдущего занятия. При
невозможности поработать с материалом в определенный расписанием день,
слушатель имел возможность изучить его в любое другое удобное для него время.
Все материалы занятий по мере прохождения обучения были доступны для скачивания
[3].
Процесс обучения складывался из
самостоятельного изучения слушателем теоретического материала в текстовом и
видео форматах, выполнения самостоятельных работ, тестирования. Для обмена
мнениями был открыт форум, на котором слушатели активно общались, задавали
вопросы и получали ответы, знакомились, обменивались адресами, обсуждали друг с
другом различные темы, высказывали свои мнения, писали комментарии. По итогам
работы в дистанционном режиме каждый слушатель прошел итоговое тестирование,
состоявшее из теста-тренажёра и итогового теста (часть 1, часть 2, часть 3).
Для получения «зачета» по заочному этапу, необходимо было набрать более 80
баллов по 100-балльной шкале [3].
Очная
часть обучения (72 ч.) была организована в марте 2013 года в 32 субъектах РФ, на базе учреждений дополнительного
профессионального образования. Академия (АПК и ППРО) заключила договор по
подготовке и проведению курсов повышения квалификации с каждым из региональных
институтов - стажировочных площадок в 13 субъектах РФ. Данные институты
координировали обучение слушателей из прикрепленных к ним регионов, заключая
договоры о сетевом взаимодействии [3]. Мы рады,
что учителя Пермского края также участвовали в этом полномасштабном
интегрированном проекте курсовой подготовки по единой рекомендованной программе
и были прикреплены в качестве стажировочной площадки
к Удмуртскому ИПК и ПР (См. - Рисунок 1).
Таким образом
можно констатировать состоявшийся факт, что в 2013 году успешно реализовалась
новая интегрированная федерально-региональная модель организации повышения
квалификации по комплексному учебному курсу «Основы религиозных культур и
светской этики».
Рис. 1. Интегрированная
федерально-региональная модель организации повышения квалификации по
комплексному учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики».
На
очном этапе обучения преобладающими являлись активные и интерактивные формы
проведения занятий: лекции-практикумы, проектирование, ролевые и дидактические
игры, экскурсии, посещение открытых уроков. Во время работы
очной части курсов повышения квалификации каждым институтом, осуществляющим
обучение, были подготовлены раздаточные методические материалы. К
преподавательской деятельности на курсах повышения квалификации были привлечены
высококвалифицированные специалисты с уровнем квалификации не ниже кандидата
наук, авторы учебников и методических пособий по комплексному курсу ОРКСЭ [3].
Во всех региональных институтах,
осуществляющих обучение, была организована итоговая аттестация слушателей
курсов, прошедших очное обучение, под контролем преподавателя, обеспечивающего
персонификацию каждого слушателя. По результатам обучения и итоговой аттестации
слушателям, показавшим степень усвоения материала не менее 80%, были выданы
документы государственного образца о повышении квалификации.
Многие слушатели данной программы по
всей России отметили, что курсы в формате 144 часа – наиболее эффективный
вариант, было предусмотрено больше практических занятий, педагог имеел возможность не только погрузиться в проблему, но и
познакомиться с опытом своих коллег из других регионов. Большинство участников
курсовой подготовки остались довольны организацией и проведением курсов
повышения квалификации, профессионализмом и доброжелательностью преподавателей
и организаторов.
Отметим
интересные формы работы на очном этапе данных курсов на базе ГБОУ ДПО «Центр
развития образования Пермского края». Содержание лекционных и практических
занятий по разным аспектам теории и методики преподавания курса ОРКСЭ получило
высокую оценку со стороны педагогов Пермского края. Особенно понравилась учителям
специально организованная для них автобусная
образовательная экскурсия «Дорога к Храму» (в турфирме «Оранжевый автобус»).
По итогам состоявшейся экскурсии учителя заполнили «Рабочие листы участника образовательной экскурсии» (аналогично
тому, как бы их заполняли учащиеся, посетившие подобную экскурсию по храмам г. Перми), которые были одним из элементов итогового
тестирования слушателей.
Анализ
Рабочих листов образовательной экскурсии «Дорога к Храму», заполненных учителями,
которые уже преподают курс ОРКСЭ или только готовились к его преподаванию,
позволил выявить ряд ключевых проблем, которые типичны в процессе организации
межконфессионального диалога в регионе. За 3 часа насыщенной экскурсионной
программы учителя посетили 5 религиозных сооружений: Православный храм, мечеть,
немецкую кирху, католический костёл и синагогу.
Среди
главных идей образовательной экскурсии
учителя выявили следующие:
-
знакомство с ведущими религиозными организациями г.
Перми и религиозными сооружениями, с историей их создания, архитектурными
особенностями, внутренним убранством, правилами поведения в храмах;
-
изучение различий между храмами, повышение общего уровня образованности и
расширение кругозора в этом вопросе;
-
углубление представлений о религиозных культурах, знакомство с различными
религиозными культурами на конкретных примерах, своими глазами увидев разные
религиозные сооружения: культовые предметы, картины, иконы и их назначение; поиск
сходств и различий религиозных культур с православием;
-
формирование своего отношения к различным религиям: поиск сходств религий в
вопросах воспитания нравственных ценностей и обрядовых культах, знаний о судьбе
храмов, постигших их в советские времена;
-
несмотря на различия религиозных культур – увидеть нечто общее между ними;
знакомство с символикой той или иной религиозной культуры;
-
услышать живые молитвы во время проходящих в храмах богослужений.
Рабочий
лист экскурсии содержал вопросы «Что
меня удивило во время экскурсии?». Приведем интересные
выдержки из суждений учителей: «для меня было всё новое»; удивила одежда
церковных служителей в мечети, говорящая об их статусе и учености; «я увидела,
что в лютеранской кирхе пустые стены, там нет икон, в католическом польском
костёле нет икон, а есть картины и скульптуры, у синагоги нет своего храма в
Перми, а есть молельный дом»; «в католическом костёле и Лютеранской
кирхе есть лавочки, а в мусульманской мечети повсюду лежат зеленые ковры»;
«меня удивила душевная простота сестры Петры в католическом костёле и
интеллигентность, современный подход к прихожанам Дэвида Рериха в лютеранской
кирхе»; «оказывается, в мечети отдельно молятся мужчины и женщины в специально
отведенных для этого местах»; «меня удивило то, что в разных
религиях, непохожих не первый взгляд, есть то, что их объединяет – это
духовно-нравственные ценности»; «оказывается, иконы есть только в православных
храмах!»; «у синагоги нет своего храма, она находится в обычном доме в центре
Перми!»; «меня удивило, что знания мои по религиозным вопросам настолько
поверхностны и ничтожно малы, что захотелось их углубить»; «меня
удивило, что я многое не знаю о традиционных конфессиях
Прикамья»; «меня удивило убранство некоторых храмов,
я никогда раньше ничего подобного своими глазами не видела!»; «в нашем городе
есть синагога! Я не знала об этом!»; «меня удивило, как уютно в мечети и удобно
для верующих прихожан в католическом храме!».
Таким
образом, своеобразный «культурологический шок» и эффект от увиденного во время
посещения религиозных сооружений очевиден: педагоги констатируют, что многое их
удивляет в разных религиозных культурах, многое они не знали, о многом не
задумывались раньше. Поэтому в заключительном вопросе экскурсионного листа
учителя отметили, «Что бы они хотели
больше узнать?». Приведем отдельные выдержки из рассуждений учителей: «мне
нужно больше узнать об истории своего края, так как меня заинтересовал рассказ
экскурсовода Дульцевой Н.В. о всех религиозных
течениях, которые есть в нашем крае»; «мне нужно больше узнать о каждом храме,
о каждой религиозной культуре, об обычаях, традициях народов, проживающих на
территории Пермского края»; «знаний о религиях
катастрофически не хватает, поэтому мне нужно углубится в содержание и методику
преподавания курса «Основы мировых религиозных культур»; «хочу больше узнать о
буддизме и иудаизме как религиозных культурах»; «больше узнать о христианских
церквях г. Перми и Пермского края»; «необходимо больше узнать о традиционных конфессиях Пермского края»; «хотелось бы больше узнать о
религиозных праздниках».
Культурологический образовательный эффект от
проведенной экскурсии по храмам религиозных конфессий
г. Перми среди учителей, преподающих комплексный курс ОРКСЭ, подкрепляется теми
вопросами, которые они задали организаторам после экскурсии, показывая свою
заинтересованность в дальнейшем освоении содержания и методики преподавания этого
нового предмета. Учителя
спрашивали: «Можно ли организовать подобную экскурсию для учащихся школ?»,
«Можно ли увеличить время экскурсионной программы, чтобы лучше познакомиться с
различными конфессиями г. Перми?», «Много ли людей
посещают кирху и есть ли связь между католиками Перми
и католиками других стран, как она осуществляется?», «Сколько религиозных конфессий в Перми и Пермском крае, и как они сотрудничают
между собой?», «Будет ли преподавание курса ОРКСЭ в 5 классах, изменится ли
оценочная деятельность в данном курсе?», «Как правильно организовать межконфессиональный
диалог с детьми и их родителями (законными представителями)?»; «Что сложнее в
процессе освоения курса «Основы мировых религиозных культур» – его содержание
или методика преподавания?».
На эти и другие вопросы в дальнейшем предстоит ответить
ученым и методистам, специалистам ведущих издательств РФ в своих методических
руководствах, которых нет в достаточном количестве на сегодняшний день, с целью
оказания более конструктивной и действенной помощи педагогам, преподающим
данный курс, в организации межконфессионального диалога между всеми субъектами
образовательного процесса – учителями, учащимися и их родителями [4].
Рефлексируя над итогами и ключевыми идеями
проведенной образовательной экскурсии «Дорога к Храму», учителя сами пришли к
очень важному выводу: процесс освоения младшими школьниками и их родителями
достаточно сложного содержания модульных программ в комплексном учебном курсе «Основы
религиозных культур и светской этики» лучше и легче будет развернуть, используя
интересные факты о каждой традиционной религиозной культуре, опираясь на
историю Церкви и историю появления
конфессий в Пермском крае. Важно изучать каждую религиозную
культуру в отдельности, начиная с самых первых истоков их возникновения на
Урале и в Пермском крае. Показывая сходства и своеобразие традиционных религий
и культур России, мы будем воспитывать толерантность в детях. Ведь в жизни, в
общении им придется сталкиваться с представителями разных национальностей и их
верований. Россия – многонациональная и поликонфессиональная страна. Язык, вера, культура, ценности
были объединены в общий поведенческий стереотип этноса. Найти общее,
общечеловеческое, нравственно бескомпромиссное у разных народов – наша задача.
Литература.
1.
Конев В.С. Сотрудничество органов
власти и религиозных объединений Пермского края //ВЕСТНИК Пермского государственного
института искусства и культуры (ПГИИК), №12/2011 - С. 56-64.
2. Нечаев, М.Г. Церковь на Урале в период великих потрясений: 1917-1922: моногр. / Урал. гос. ун-т; Перм. гос. пед. ун-т. - Пермь, 2004. - 335 с.
3.
Итоги проведении курсов повышения квалификации по теме «Совершенствование
профессиональных компетенций специалистов, внедряющих в общеобразовательных учреждениях
комплексный курс «Основы религиозных культур и светской этики»» (144 ч.) Февраль-март
2013 года. Интернет-ресурс
доступа: http://www.orkce.org/
4. Разговор в прямом эфире
с ведущим научным сотрудником отдела сопровождения ФГОС, к.п.н. Семенцовой О.А.
на тему «Религия в школе» на радиостанции «Эхо Москвы в Перми». 26.08.2012г.,
передача «Внеклассное чтение». Интернет-ресурс доступа: аудиофайл
и текст выступления - http://www.echoperm.ru/efir/323/32346/