Женина Лариса Викторовна

заведующий кафедрой общего образования ИРО ПК, к.и.н.

 

Роль примерных рабочих программ по предмету в реализации требований обновленного ФГОС ООО

 

Обновление ФГОС и нормативно- методической базы основного общего образования в 2021 году напрямую связано с реализацией принципа государственного регулирования отношений в сфере образования, зафиксированного в ФЗ-273 «Об образовании» как «единство образовательного пространства на территории Российской Федерации» [9]. В этом смысле примерные рабочие программы по учебным предметам не исключение, как инструмент организации процесса обучения они непосредственно влияют на процессы унификации образовательного пространства современной школы.

ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации» (ред. От14.07.2022) определяет образовательную программу, как комплекс основных характеристик образования и организационно-педагогических условий, представленных, в том числе, и в рабочих программах учебных предметов. Также в законе дается определение примерной основной образовательной программы, как учебно-методической документации, которая определяет рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня, планируемые результаты освоения образовательной программы и пр., включающей, в том числе, и примерные рабочие программы учебных предметов [9]. Таким образом, рабочие программы и примерные рабочие программы законодательно определены как учебно-методическая документация. Первые - предписывают организационно-педагогические условия организации процесса обучения в ОО (объем, содержание, планируемые результаты и пр), вторые- носят рекомендательный характер, и те и другие базируются на требованиях обновленного ФГОС.

Образовательные организации при разработке основной образовательной программы с включением в нее примерных рабочих программ по предмету, по-прежнему опираются на принцип определения объема обязательной (инвариантной) части программы (составляет 70%), и объема части, формируемой участниками образовательных отношений из перечня, предлагаемого организацией, (составляет- 30% от общего объема программы основного общего образования). Следовательно, вариативность в рамках реализации рабочих программ по учебным предметам, также предусмотрена законодателем. Ровно как и право образовательной организации при разработке основной общеобразовательной программы брать за основу примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), включенных в соответствующую примерную основную общеобразовательную программу и не создавать данную учебно-методическую документацию педагогами данной организации, следовательно, не использовать возможность вариативного подхода к составлению рабочих программ[4].

В соответствии с обновленным ФГОС ООО рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения программы основного общего образования [4]

Понятие «рабочая программа учебных предметов» впервые фиксирует ФГОС ООО 2010 года в рамках характеристики содержательного раздела основной образовательной программы основного общего образования, он использовался наряду с термином «программа отдельных учебных предметов» [5 ].

В проекте Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения фиксировалось, что примерная учебная программа «определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса… и является ориентиром для составления рабочих программ для всех образовательных учреждений, обеспечивающих получение основного общего образования» [2]. По мнению Леонтьевой М.Р. подобный статус примерной учебной программы показывал «влияние государства на содержание учебного предмета, на учебный процесс, на обеспечение единого образовательного пространства» [3].

Программы отдельных учебных предметов были ориентированы на реализацию принципа сохранения единства образовательного пространства на территории Российской Федерации, обеспечивая инвариант содержания обучения, вариант тематического планирования хотя и задавал рамки для структурирования содержания, но носил рекомендательный характер [8]. Рабочие программы по предмету содержали обязательную часть, но позволяли реализовывать вариативный подход к структурированию содержания учебного материала, определению последовательности его изучения, распределению образовательных результатов по годам обучения, на уровне индивидуального тематического планирования сохранялась возможность распределять часы по темам и блокам и пр. На основе примерных программ по учебным предметам разрабатывались, как рабочие программы педагогов, так и примерные рабочие программы по предметным линиям учебников, в соответствии с подходов авторов учебной литературы. Подобное соотношение статуса данных программ (Примерная программа по учебному предмету и рабочая программа по предмету) позволяло поддерживать идею свободного выбора педагога при организации образовательного процесса, через разработку «собственной программы» обучения по предмету.

В более поздних редакциях ФГОС ООО 2010 г. термин «программы отдельных учебных предметов» в пункте 18.2.2. заменяется понятием «рабочие программы учебных предметов» [5]. Рабочая программа, по-прежнему, включает инвариантную и вариативную составляющую предметного содержания, что фиксируется и в обновленных ФГОС ООО 2021. Так, содержательный раздел программы основного общего образования упоминает только о рабочих программах учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей. Однако в четко прописанной структуре элементов рабочей программы по предмету (содержание; планируемые результаты; тематическое планирование) остается все меньше «маневра» для свободного выбора педагога. Содержание, в основном, представлено «жестким каркасом» предметного знания и видов деятельности, планируемые результаты расписаны по годам обучения, лишь календарно- тематическое планирование содержит возможности детализации содержания, видов деятельности обучающихся, возможности выбора электронных (цифровых) образовательных ресурсов, по теме обучения [4].

Проблема учета «свободного выбора» при проектировании рабочих программ педагога сегодня активно обсуждается педагогической общественностью, в том числе, и на страницах «Учительской газеты» [1]. Свобода выбора для учителя, к сожалению, в рамках «жесткого каркаса» содержания и видов деятельности и унификации общих требований к образовательным результатам по годам обучения, зафиксированных в примерных рабочих программах, сужается. Но создание авторского курса по предметам возможно, правда, потребуется много времени и сил для прохождения серьезных процедур экспертиз и верификации. Иногда учителю проще следовать по алгоритмизированному «конструктором» процессу разработки рабочей программы и отслеживать заданные нормативными документами образовательные результаты. Но свобода выбора технологий, ресурсов и инструментов, в том числе цифровых, проявление творческого подхода к организации процесса обучения остается за педагогом. Инновационный вектор образования, действительно, сместился от содержания в сторону «кластера методов и форм обучения», использования новых методик и технологий в школе. Потенциал «технологических находок», созданных, «внедренных» в образовательное пространство школ за последние 20 лет значителен и становится опорой для творческого осмысления многими педагогами.

В рамках дискурса также находится идея «опережающего обучения», которая не всегда учитывается в единых примерных рабочих программах по предметам. Имеется, по крайней мере, два варианта интерпретации термина «опережающее обучение». Первый вариант связан с частной методикой преподавания конкретных дисциплин, согласно которой прежде чем переходить к подробному изучению той или иной дисциплины, преподаватель дает своим ученикам краткое содержание этой дисциплины, краткие основы темы даются преподавателем до того, как начнется изучение её по программе. Опережающее обучение подразумевает развитие мышления учащихся, опережающее их возрастные возможности. Технологически учителя профессионалы включают эту методику в контекст преподавания своих курсов и в этом смысле рабочая программа вполне позволяет это сделать. Есть и возможность пропедевтики в рамках отдельных предметов. Например, как пропедевтический рассматривается модуль «Введение в новейшую историю России», предлагаемый к изучению в 9 классе перед системным изучением этих тем в 10-11 классах [6].

Однако если говорить шире, то «опрежающее обучение» необходимо понимать как освоение учащимся таких профессиональных и общекультурных компетенций, которые потребуются выпускнику непосредственно на выходе его из стен образовательного учреждения и будут востребованы обществом после его 11- летнего образования, будут ему необходимы на протяжении длительного периода времени. Программы обучения формируются, как правило, на базе «устоявшегося», общепринятого знания, научно подтвержденного или проверенного. Тем не менее, стать общепринятым любое знание может только после признаваемой обществом апробации, которая почти всегда реализуется в довольно длительные сроки, и только на основе результатов такой апробации можно создавать «пилотные» (пробные), а затем и типовые образовательные программы, примерные рабочие программы. В этом смысле, образование консервативно. В Российской Федерации примерные рабочие программы, основаны на требованиях образовательных стандартов, обновленных для начальной и основной школы в соответствии с правовыми, социальными, технологическими изменениями, произошедшими за последние 10 лет в российском обществе и, безусловно, эти изменения нашли отражение в программах, например, развитие эмоционального интеллекта, функциональной грамотности и пр. запросах времени.

Для обязательных предметов фундаментального ядра школьного образования в рабочих программах действительно задается «жесткий каркас» и содержания и видов деятельности, что соответствует современному требованию ФГОС — реализация принципа на единство образовательного процесса на территории РФ. В этом смысле мы отмечаем консервацию образования, как вполне закономерный процесс. Однако есть право образовательных организаций на введение курсов внеурочных и урочных, которые бы работали, в том числе, и на опережающее образование в соответствии с запросами родителей, региона. Например, рабочая программа по технологии, одобренная ФУМО совсем недавно 25 августа 2022 г., как раз и будет являться стержнем для опережающего развития, поскольку рассматривается одним из базовых для формирования у обучающихся функциональной грамотности, технико-технологического, проектного, креативного и критического мышления на основе практико-ориентированного обучения и системно-деятельностного подхода в реализации содержания. Инвариантными элементами данной программы стали: компьютерное черчение, промышленный дизайн; 3D-моделирование, прототипирование, технологии цифрового производства в области обработки материалов, аддитивные технологии; робототехника и системы автоматического управления; технологии электротехники, электроники и электроэнергетики и пр. [7]. Бесспорно, важна подготовка педагогов, которые будут обладать компетенциями для организации процесса обучения таким образом, чтобы в каждой заданной примерной рабочей программой теме увидеть перспективу для будущего, создать условия для овладения школьниками инструментами, в том числе цифровыми для самостоятельного осмысления, творческого поиска и саморазвития.

Примерные рабочие программы как рекомендации для составления рабочих программ педагогов устанавливают обязательное предметное содержание, предусматривают распределение его по классам и структурирование его по разделам и темам курса. Все образовательные организации РФ разрабатывают рабочие программы в строгом соответствии с требованиями обновленного ФГОС и главным ориентиром для их составления являются примерные рабочие программы по учебным предметам. Тем не менее, примерная рабочая программа позволяет учителю разработать авторское календарное-тематическое планирование с учётом особенностей конкретного класса, распределить обязательное предметное содержание по годам обучения в соответствии с ресурсом учебного времени, выделяемым на изучение тем курса; разработать основные виды учебной деятельности для освоения учебного материала разделов/тем курса и пр. Тем самым, при сохранении вариативного посыла примерные рабочие программы, все же, играют важную роль в реализации принципа единого образовательного пространства на территории РФ.

 

Литература

1. Богуславский М. От содержания к кластеру методов. Учительская газета, №34, 23 августа 2022// Режим доступа: https://ug.ru/ot-soderzhaniya-k-klasteru-metodov/

2. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Проект/ под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова.- М., 2008

3. Леонтьева М.Р. Единое образовательное пространство// Просвещение. Общественные науки: интернет-издание для учителя.-2012/ Режим доступа: http://socialnauki.ru.

4. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. N 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050027

5. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 11.12.2020) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 N 19644). Режим доступа:https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=387922

6. Примерная рабочая программа основного общего образования учебного модуля «Введение в Новейшую историю России». Режим доступа: https://edsoo.ru/Primernaya_rabochaya_programma_osnovnogo_obschego_ obrazovaniya_uchebnogo_modulya_Vvedenie_v_Novejshuyu_istoriyu_ Rossii_Proekt_.htm.

7. Примерная рабочая программа основного общего образования предмета «Технология». Режим доступа: https://edsoo.ru/ Primernaya_rabochaya_programma_ osnovnogo_obschego_obrazovaniya_predmeta_Tehnologiya_proekt_.htm ]

8. Стрелова О.Ю. Учитель основной школы и рабочая программа по учебному предмету// Проблемы современного образования. 2013.№ 2// Режим доступа: http://www.pmedu.ru

9. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2022). Режим доступа: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=428031