Кадырова Татьяна Васильевна

старший преподаватель кафедры общего образования ЦНППМ ИРО ПК

 

Использование портала «Грамота.ру» на уроках русского языка и во внеурочной деятельности в условиях обновленного ФГОС

 

Формирование и развитие компетенций обучающихся в области использования ИКТ на уровне общего пользования, включая владение ИКТ, поиском, анализом и передачей информации, презентацией выполненных работ, – одно из требований, предъявляемых обновленным ФГОС. Поэтому важно уже с 5 класса формировать культуру пользования ИКТ.

Справочно-информационный портал «Грамота.ру» - это ресурс о русском языке, предназначенный для широкого круга пользователей. Это главный сайт для всех, кому интересен русский язык. Здесь собраны все правила русского языка, разнообразные словари и справочники, аудиословари, рекомендации по составлению деловых бумаг, интересные научно-познавательные статьи, исследования и монографии, тексты художественной литературы, материалы олимпиад, интерактивные диктанты и много других, полезных как для лингвистов, так для любителей русской словесности, материалов.

Однако мы сталкиваемся с тем, что многие педагоги, знакомые с ресурсом, не используют его как инструмент обучения. Как можно использовать возможности данного ресурса в практике учителя русского языка? Остановимся на некоторых способах использования, которые были апробированы автором статьи.

Огромный арсенал средств, которым обладает ресурс «Грамота.ру», дает учителю возможность творчески подойти к процессу обучения и разнообразить урок.

На «Грамоте.ру» можно организовать проверку слова по разным словарям: орфографическому, толковому, словарю ударений, синонимов и др., а значит, практически на каждом уроке при изучении любой темы в 5 классе можно организовывать работу с использованием словарей при анализе конкретного слова. Особенно актуальной станет работа со словарями при изучении раздела «Лексика», «Фонетика», при изучении орфограмм и знакомстве с новыми словами. Эффективной станет работа для пятиклассников по исследованию конкретного слова в рамках краткосрочного проектного курса «Портрет слова», когда учащийся знакомится с лексическим значением, выясняет, однозначное слово или многозначное, отыскивает у него синонимы, антонимы, омонимы, выясняет вхождение слова в состав устойчивых выражений, в стихотворные тексты. Исследование оформляется в презентацию, которая демонстрируется перед классом при защите работы.

Правильное произношение – один из показателей общей культуры человека. И «Грамота.ру» даёт возможность изучать правила и нормы произношения звуков. При изучении раздела «Фонетика. Графика. Орфоэпия» в 5 классе целесообразно обратиться к аудиословарям «Русский устный» и «Говорим правильно». В увлекательной, доступной форме рассказывают радиоведущие о нормах произношения таких слов, как баловаться, дремота, звонить, знамение, граффити и пр. Данная работа помогает вырабатывать привычку правильно произносить слова в речевой практике.

При изучении раздела «Лексика» можно использовать как работу со словарями, так и со «Справочником по фразеологии» из раздела «Справка», который рассказывает о происхождении и значении фразеологизмов. Используя материал справочника, при изучении темы «Фразеологизмы» в 6 классе можно предложить обучающимся создать небольшие проекты. Содержанием такого проекта может стать работа по изучению этимологии и толкованию конкретных фразеологизмов, подбора для них синонимов, антонимов из числа слов и других фразеологизмов. Обязательным условием будет являться представление работы и оценка её по критериям самими учащимися (выбранной экспертной группой), при которой шестиклассники учатся задавать вопросы на уточнение и отвечать на них. Важность подобной работы очевидна. Ученики обогащают свою речь, получают сведения об истории, культуре, особенностях менталитета разных народов, отражённых во фразеологизмах, учатся работать с информацией, выражать себя в устной диалогической и монологической речи, учатся принимать позицию собеседника и уважительно относиться к ней, задавать вопросы и выражать собственную позицию. Кроме того, при изучении фразеологии будет интересным обращение к упомянутому выше аудиословарю «Русский устный», в котором наряду с информацией о правильном произношении рассказывается и о происхождении слов и фразеологизмов, например, битый час, гомерический хохот, девятый вал, доживём до понедельника, кормить завтраками, комар носу не подточит и др.

Безусловно, такой богатый и интересный материал невозможно вписать в рамки уроков по изучению лексики и фразеологии. Поэтому можно в начале урока проводить мотивирующие пятиминутки с использованием аудиословаря. Также можно предложить учащимся создать подобные аудиозаписи самостоятельно и таким образом сформировать собственную фонотеку с записями толкования, этимологии слов и устойчивых выражений.

Эффективной при изучении орфографических и пунктуационных правил станет работа с интерактивными упражнениями в разделе «Класс». В пособиях «Учебник грамоты: орфография» и «Учебник грамоты: пунктуация» содержатся упражнения в виде деформированных текстов с возможностью вставки нужной буквы или знака препинания и моментальной проверкой. Данная работа может быть организована в классе на этапе закрепления того или иного правила или в качестве дополнительного домашнего задания. Кроме того, выполнение таких упражнений станет крайне полезным при подготовке к ВПР по русскому языку, а также для старшеклассников при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ, поскольку данные упражнения сопровождаются теоретическим материалом по отрабатываемой теме. Также в разделе «Класс» собрана большая коллекция интерактивных диктантов по художественным текстам известных писателей, которая позволяет оценить орфографическую и пунктуационную грамотность в целом. По объему диктанты небольшие, по уровню сложности разные, поэтому их уместно использовать на уроках обобщения материала и при подготовке к экзаменам.

Хотелось бы отметить, что содержимое портала может стать инструментом при написании проектных и исследовательских работ учащихся. Различные словари и справочники, статьи из научно-популярных изданий о лингвистических явлениях, исторических изменениях языка дают широкие возможности для организации проектно-исследовательской деятельности учащихся.

В общем и целом работа с ресурсом «Грамота.ру» доставляет учащимся удовольствие и оценивается ими как познавательная, интересная и значимая. Правильно организованная деятельность по использованию материалов сайта способствует формированию личностных компетенций, стимулирует у обучающихся интерес к творческой и интеллектуальной деятельности, формирует метапредметные и предметные способы деятельности, а значит, может быть оценена как средство по формированию функциональной грамотности школьника.

 

Литература

 

1.                 Справочно-информационный портал «Грамота.ру»

2.                 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.