|
Кадырова
Татьяна Васильевна |
старший преподаватель кафедры общего образования ЦНППМ ИРО ПК |
Использование портала «Грамота.ру»
на уроках русского языка и во внеурочной деятельности в условиях обновленного
ФГОС
Формирование и развитие компетенций обучающихся в области использования ИКТ на уровне общего пользования, включая владение ИКТ, поиском, анализом и передачей информации, презентацией выполненных работ, – одно из требований, предъявляемых обновленным ФГОС. Поэтому важно уже с 5 класса формировать культуру пользования ИКТ.
Справочно-информационный портал
«Грамота.ру» - это ресурс о русском языке, предназначенный для широкого круга
пользователей. Это главный сайт для всех, кому интересен русский язык. Здесь
собраны все правила русского языка, разнообразные словари и справочники,
аудиословари, рекомендации по составлению деловых бумаг, интересные
научно-познавательные статьи, исследования и монографии, тексты художественной
литературы, материалы олимпиад, интерактивные диктанты и много других, полезных
как для лингвистов, так для любителей русской словесности, материалов.
Однако мы сталкиваемся с тем, что
многие педагоги, знакомые с ресурсом, не используют его как инструмент
обучения. Как можно использовать возможности данного ресурса в практике учителя
русского языка? Остановимся на некоторых способах использования, которые были
апробированы автором статьи.
Огромный арсенал средств, которым обладает ресурс «Грамота.ру», дает учителю возможность творчески подойти к процессу обучения и разнообразить урок.
На «Грамоте.ру» можно организовать
проверку слова по разным словарям: орфографическому, толковому, словарю
ударений, синонимов и др., а значит, практически на каждом уроке при изучении
любой темы в 5 классе можно организовывать работу с использованием словарей при
анализе конкретного слова. Особенно актуальной станет работа со словарями при
изучении раздела «Лексика», «Фонетика», при изучении орфограмм и знакомстве с
новыми словами. Эффективной станет работа для пятиклассников по исследованию
конкретного слова в рамках краткосрочного проектного курса «Портрет слова»,
когда учащийся знакомится с лексическим значением, выясняет, однозначное слово
или многозначное, отыскивает у него синонимы, антонимы, омонимы, выясняет
вхождение слова в состав устойчивых выражений, в стихотворные тексты.
Исследование оформляется в презентацию, которая демонстрируется перед классом
при защите работы.
Правильное произношение – один из показателей
общей культуры человека. И «Грамота.ру» даёт возможность изучать правила и
нормы произношения звуков. При изучении раздела «Фонетика. Графика. Орфоэпия» в
5 классе целесообразно обратиться к аудиословарям «Русский устный» и «Говорим
правильно». В увлекательной, доступной форме рассказывают радиоведущие о нормах
произношения таких слов, как баловаться,
дремота, звонить, знамение, граффити и пр. Данная работа помогает
вырабатывать привычку правильно произносить слова в речевой практике.
При изучении раздела «Лексика» можно
использовать как работу со словарями, так и со «Справочником по фразеологии» из
раздела «Справка», который рассказывает о происхождении и значении
фразеологизмов. Используя материал справочника, при изучении темы «Фразеологизмы»
в 6 классе можно предложить обучающимся создать небольшие проекты. Содержанием
такого проекта может стать работа по изучению этимологии и толкованию
конкретных фразеологизмов, подбора для них синонимов, антонимов из числа слов и
других фразеологизмов. Обязательным условием будет являться представление
работы и оценка её по критериям самими учащимися (выбранной экспертной
группой), при которой шестиклассники учатся задавать вопросы на уточнение и
отвечать на них. Важность подобной работы очевидна. Ученики обогащают свою
речь, получают сведения об истории, культуре, особенностях менталитета разных
народов, отражённых во фразеологизмах, учатся работать с информацией, выражать
себя в устной диалогической и монологической речи, учатся принимать позицию
собеседника и уважительно относиться к ней, задавать вопросы и выражать
собственную позицию. Кроме того, при изучении фразеологии будет интересным
обращение к упомянутому выше аудиословарю «Русский
устный», в котором наряду с информацией о правильном произношении
рассказывается и о происхождении слов и фразеологизмов, например, битый час, гомерический хохот, девятый вал,
доживём до понедельника, кормить завтраками, комар носу не подточит и др.
Безусловно, такой богатый и интересный
материал невозможно вписать в рамки уроков по изучению лексики и фразеологии.
Поэтому можно в начале урока проводить мотивирующие пятиминутки с
использованием аудиословаря. Также можно предложить учащимся создать подобные
аудиозаписи самостоятельно и таким образом сформировать собственную фонотеку с
записями толкования, этимологии слов и устойчивых выражений.
Эффективной при изучении
орфографических и пунктуационных правил станет работа с интерактивными
упражнениями в разделе «Класс». В пособиях «Учебник грамоты: орфография» и
«Учебник грамоты: пунктуация» содержатся упражнения в виде деформированных
текстов с возможностью вставки нужной буквы или знака препинания и моментальной
проверкой. Данная работа может быть организована в классе на этапе закрепления
того или иного правила или в качестве дополнительного домашнего задания. Кроме
того, выполнение таких упражнений станет крайне полезным при подготовке к ВПР
по русскому языку, а также для старшеклассников при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ,
поскольку данные упражнения сопровождаются теоретическим материалом по
отрабатываемой теме. Также в разделе «Класс» собрана большая коллекция
интерактивных диктантов по художественным текстам известных писателей, которая
позволяет оценить орфографическую и пунктуационную грамотность в целом. По объему
диктанты небольшие, по уровню сложности разные, поэтому их уместно использовать
на уроках обобщения материала и при подготовке к экзаменам.
Хотелось бы отметить, что содержимое
портала может стать инструментом при написании проектных и исследовательских
работ учащихся. Различные словари и справочники, статьи из научно-популярных
изданий о лингвистических явлениях, исторических изменениях языка дают широкие
возможности для организации проектно-исследовательской деятельности учащихся.
В общем и целом работа с ресурсом «Грамота.ру» доставляет учащимся
удовольствие и оценивается ими как познавательная, интересная и значимая.
Правильно организованная деятельность по использованию материалов сайта
способствует формированию личностных компетенций, стимулирует у обучающихся
интерес к творческой и интеллектуальной деятельности, формирует метапредметные
и предметные способы деятельности, а значит, может быть оценена как средство по
формированию функциональной грамотности школьника.
Литература
1.
Справочно-информационный
портал «Грамота.ру»
2.
Федеральный
государственный образовательный стандарт основного общего образования.